Доминго и Александрийский столп


В Петербурге в девятый раз открывается международный фестиваль "Звезды белых ночей", который продлится до 1 июля. Летний фестиваль классической музыки известен в Северной столице еще с советских времен (под названием "Белые ночи"), но в 1993 г. его художественным руководителем стал Валерий Гергиев. Неутомимый глава Мариинского театра дал фестивалю новое имя и привлек главного спонсора - Philips Electronics. За короткий срок вялотекущие филармонические "Белые ночи" стали единственным в России летним музыкальным форумом, который имеет полное право называться фестивалем.

Из-за того что оперная труппа Мариинского сейчас участвует в фестивале в немецком Баден-Бадене, "Звезды белых ночей" откроются блоком балетных спектаклей - "Драгоценностями" Джоржа Баланчина и "Щелкунчиком" в декорациях Михаила Шемякина. А главной приманкой нынешнего фестиваля станет участие Пласидо Доминго. Великий тенор в этом году не выступает ни в Зальцбурге, ни в Байрейте, зато четыре раза покажется петербургской публике. 16 июня он будет участвовать в гала-концерте на сцене Мариинки, который плавно перетечет в выступление звезды мировой оперы на Дворцовой площади (с участием главной звезды питерского театра меццо-сопрано Ольги Бородиной). 19 июня Доминго исполнит партию Зигмунда в премьере второй части вагнеровской тетралогии "Кольцо нибелунга" - "Валькирии". Спектакль ставит мало знакомый с оперной режиссурой немецкий сценограф Готфрид Пильц, оформлявший в прошлом году "Золото Рейна". 20 июня Доминго встанет за пульт, чтобы продирижировать "Аидой" в Мариинском театре. До сих пор Доминго если и приезжал в Петербург, то для единственного выступления. Поэтому столь масштабное его участие в фестивале должно скрасить отсутствие других международных звезд первого уровня (в разные годы на фестивале бывали дирижеры Карло-Мария Джулини, Риккардо Мути, пианист Альфред Брендель и др.) Кроме "Валькирии", Мариинский театр собирается показать на "Белых ночах" еще несколько премьер. 14 июня Гергиев и главный приглашенный дирижер Мариинки итальянец Джанандреа Нозеда будут руководить концертными исполнениями двух итальянских опер XVIII в., созданными специально для русского императорского двора и никогда больше не исполнявшимися: "Цефал и Прокрис" Франсиско Арайи (написана на первое русское либретто Сумарокова) и "Клеопатра" Доменико Чимарозы.

Впервые в России прозвучит опера Россини "Путешествие в Реймс": за концертное исполнение вокального раритета берется Юрий Башмет. Ближе к концу фестиваля будет показана уже третья для Мариинского театра версия вердиевской оперы "Отелло". Постановка режиссера Юрия Александрова и сценографа Семена Пастуха, отмеченных уже "Золотой маской" за "Семена Котко" Прокофьева, появилась в планах совсем недавно - в связи с предстоящим вердиевским фестивалем Мариинского театра в Лондоне. Гергиев также продирижирует концертными исполнениями "Турандот" Пуччини и "Снегурочки" Римского-Корсакова, которые, возможно, в следующем сезоне обретут свои сценические версии.

Как никогда много в этом году современной музыки. На сцене Малого драматического театра 20 июня пройдет мировая премьера оперы "Царь Демьян", литургической драмы в лубочной стилизации сразу пяти российских композиторов. На следующий день в Мариинке прозвучат два новых произведения, написанных в 2000 г. по заказу Баховской академии в Штутгарте - "Страсти по Матфею" американца Тан Дуна и "Страсти по Иоанну" Софии Губайдулиной. Главным светским мероприятием фестиваля станет 23 июня благотворительный бал в Екатерининском дворце Царского Села. Средства, полученные от проведения бала, будут направлены на восстановление музыкальной библиотеки Мариинского театра, в которой хранятся рукописи произведений всех композиторов, когда-либо писавших музыку для петербургского двора.