Уйдет ли "Интеррос" из нефтяного бизнеса?


ТНК вернулась в ряды акционеров "СИДАНКО", приобретя кипрский офшор Kantupan, владеющий 40,3% акций этой компании. Таким образом, если сделка по возврату активов "Черногорнефти" в собственность "СИДАНКО" будет завершена согласно имеющимся договоренностям, ТНК сможет получить контрольный пакет этой нефтяной компании.

"Интеррос" и "СИДАНКО" из кризиса 1997 - 1998 гг. вышли значительно хуже других компаний, работающих в нефтяном бизнесе. Похоже, что "Интерросу" удержать активы "СИДАНКО" не под силу, а кроме того, у него есть более доходный бизнес в "Норникеле". Вероятность, что "Интеррос" выйдет из нефтяного бизнеса, огромна: он уже начал уходить. И этому процессу другие компании, в частности ТНК, всячески способствуют. Уже давно ходит слух о том, что ТНК было предложено компромиссное решение по "Черногорнефти": вернуть на старые позиции "Черногорнефть" и взамен купить блокирующий пакет акций "СИДАНКО". Видимо, ТНК согласилась на это предложение и то, что мы видим, лишь реализация вышеупомянутого компромиссного варианта. British Petroleum, совершенно очевидно, останется в нефтяном бизнесе России, поскольку вполне удовлетворена таким поворотом событий.

Андрей Беспалов

Это вопрос цены. ТНК сделала очень сильный ход, приобретя акции Kantupan, и практически обеспечила себе контрольный пакет в "СИДАНКО". Как акционеру, лишившемуся контроля над компаний, "Интерросу" не очень интересно участвовать в "СИДАНКО". Тем более в данном случае ТНК вряд ли склонна к сотрудничеству. Не случайно заявление первого вице-президента ТНК Иосифа Бакалейника, что компания может дополнительно занять еще чуть ли не $1 млрд. Думаю, за ценой ТНК не постоит. Ведь с помощью "СИДАНКО" компания буквально навязывает партнерство ВР, в которой ТНК заинтересована для разработки Ковыкты и подъема Самотлора.

Валерий Нестеров

Kantupan исторически считался дружественной "Интерросу" структурой, и в отношении менеджмента "СИДАНКО" взгляды "Интерроса" и Kantupan во многом совпадали. Но, насколько я знаю, в последние годы начались разногласия не только между "Интерросом" и некоторыми акционерами Kantupan, но даже между акционерами самого Kantupan. Кроме того, отношения с ВР также ухудшились, в то время как ТНК активно ищет союз с ВР и, похоже, достигла в этом успеха. В такой ситуации, потеряв важного союзника и в итоге влияние в "СИДАНКО", "Интерросу" логичнее всего было бы избавиться от своей доли. Учитывая "хорошие" отношения ТНК с "Интерросом" и агрессивную политику ТНК на российском рынке, думаю, этим двум компаниям будет трудно найти общий язык. С моей точки зрения, разумнее всего для ТНК будет присоединить активы "СИДАНКО" к своей собственной компании и совершить обмен акций. После чего из "СИДАНКО", думаю, уйдет и ВР. Вряд ли британцев удовлетворит роль второстепенного акционера с небольшим пакетом.

Мария Забралова

Заниматься нефтяным бизнесом у ТНК получается гораздо лучше, чем у "Интерроса". "СИДАНКО" не смогла справиться с проблемами "Ангарки", в то же время опыт "ЮКОСа" показывает, что "Ангарка" может быть достаточно привлекательным активом. Поэтому я не исключаю, что "Интеррос" может сосредоточиться исключительно на металлургии. Однако многое будет зависеть от договоренностей о судьбе акций "РУСИА Петролеум". ВР задумается о будущем своего пакета после возвращения активов "Черногорнефти" в собственность "СИДАНКО", в результате чего 10% -ный пакет ВР поднимется в цене. Вполне может быть, что британцы продадут акции, ведь главный их интерес - Ковыкта. К тому же такая сделка снимет некоторые проблемы с акционерами ВР, не совсем довольными, что компания когда-то потратила столько денег на приобретение 10% -ного пакета "СИДАНКО".

Александр Блохин

Вхождение "Интерроса" в нефтяной бизнес состояло в том, что он с большой выгодой продал 10% -ный пакет акций "СИДАНКО" компании ВР за $570 млн. После этого, похоже, "Интеррос" счел свою роль исполненной и сконцентрировался на более важных активах - прежде всего на "Норникеле". На "СИДАНКО" сил не оставалось. Это не первый подобный случай. Известно, что у "Интерроса" отняли ряд предприятий, которыми группа вообще не занималась. "СИДАНКО", конечно, уделялось больше внимания, но все равно руки до нее у "Интерроса" доходили во вторую, если не в третью очередь. Тем более "СИДАНКО" - одна из самых сложных нефтяных компаний, раскинувшаяся от Дальнего Востока до Волги. Нужны огромные усилия, чтобы эффективно руководить такой рыхлой структурой. Так что, думаю, если "Интеррос" получит достаточно отступных за свой пакет, он выйдет из нефтяного бизнеса, работа с которым получалась у него не слишком удачно. Группа сосредоточится на металлургии, тем более у них свои проблемы с НЛМК.

Юрий Кафиев

Юрий Кафиев