Окрыленные НАТО
ПРАГА, БУДАПЕШТ, ВАРШАВА - На днях станут известны официальные результаты первого тендера на поставку боевых самолетов армиям восточноевропейских стран, вступивших в НАТО в 1999 г. Победители уже практически ясны. Чехи купят самолеты у консорциума Gripen, а поляки и венгры - у Lockheed Martin. Чехия намерена приобрести от 24 до 36 новых самолетов на общую сумму $2 млрд. В середине июня должен завершиться аналогичный тендер, организованный правительством Польши и предусматривающий аренду 16 бывших в употреблении и 44 новых реактивных летательных аппаратов (общая сумма тендера составляет $3 - 3,5 млрд). Венгрия, собирающаяся арендовать 24 б/у самолета на сумму $500 млн, должна сделать свой выбор в ближайшие два месяца.
Несмотря на предупреждения НАТО о необходимости финансировать в первую очередь армейскую реформу, все три государства решили приобрести сверхзвуковые самолеты, совместимые со стандартами Североатлантического альянса.
Однако вопросы реальных потребностей и финансовых возможностей трех стран при принятии решений в значительной мере отошли на второй план - слишком многое здесь определяется лоббистскими усилиями поставщиков, а также внешне- и внутриполитической конъюнктурой.
На прошлой неделе американские компании Boeing и Lockheed Martin, французская Dassault Aviation и консорциум Eurofighter вышли из борьбы за чешский контракт, утверждая, что организаторы подыгрывают консорциуму Gripen, созданному компаниями BAE Systems и Saab. Таким образом у британско-шведского консорциума в тендере конкурентов не осталось.
В свою очередь BAE и Saab жалуются на необъективность организаторов тендеров в Польше и Венгрии. Правительства этих стран дали понять, что вообще не заинтересованы в проведении тендера и готовы попросту отдать контракт компании Lockheed Martin.
В Венгрии тендер даже не был официально объявлен, была лишь проведена процедура сравнительной оценки предложений. Оппозиция заявила, что эта процедура не была открытой, а один из западных дипломатов назвал правительственный отчет об оценке "любительским".
Чехи, которые в отличие от своих соседей не располагают самолетами МиГ-29, решили приобрести новые машины и отдали предпочтение европейскому поставщику. Поляки и венгры предпочли американский F-16. (FT, 29. 05. 2001)