Финиш британского автопрома
ЛОНДОН - Массовое производство автомобилей в Великобритании постепенно прекратится - в частности, из-за высоких издержек, связанных с высоким курсом фунта. К такому выводу пришли эксперты консалтинговой фирмы AT Kearney, опубликовавшие свой доклад в четверг. Как предсказывает AT Kearney, объемы производства британских автомобильных компаний в течение ближайших пяти лет будут сокращаться и риск закрытия британских предприятий повысится. "Сборка автомобилей в Великобритании не имеет будущего, - говорится в докладе. - Компании, которые продолжают работать, делают это, скорее следуя исторической традиции, нежели из соображений экономической эффективности. Сохранить прибыльность производства им удается только за счет того, что непропорционально большую часть комплектующих они заказывают в зоне евро". Это относится, в частности, к крупнейшим британским производителям - Toyota, Nissan и Honda.
В апреле объем британской автомобильной продукции снизился на 10,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Соответственно, объем продукции с начала года упал на 19% и составил 498 000 автомобилей. За тот же период производство экспортных автомобилей, традиционно составлявшее две трети общего объема производства, упало на 26,3%. AT Kearney связывает будущее индустрии главным образом с автомобилями класса "люкс", развитием инженерных разработок и консультирования, а также с автоспортом. Производство автомобилей класса "люкс", по мнению специалистов компании, к 2004 г. удвоится по сравнению с 2000 г. и составит 500 000 единиц (в 2000 г. был произведен 251 801 автомобиль). В основном увеличение будет достигнуто за счет расширения на Jaguar и Land Rover, а также благодаря запуску в производство обновленной модели Mini. Прогноз в отношении массовых моделей на тот же период - падение производства с 1,38 млн до 1,36 млн штук. Если производство не удастся удержать на этом уровне, некоторые британские поставщики в ближайшее время могут закрыть свои предприятия. "Если производителю удастся найти более дешевые комплектующие в Европе, британский конкурент в конце концов вынужден будет уйти из бизнеса", - говорит Тревор Боннер, председатель Европейской ассоциации поставщиков автомобильного производства.
Некоторые независимые эксперты и производители высказывают иную точку зрения. Например, Джон Кашнаган, генеральный директор Nissan Motor Manufacturing, утверждает, что на его предприятиях производительность растет. "Практика аутсорсинга комплектующих при сохранении основного производства на местном рынке - вполне в русле современных тенденций в автопроме, - говорит Кашнаган. - Я не вижу никакой проблемы". (FT, 23. 05. 2001)