Вишневый сад Китая
ЗАПОВЕДНИК ЦЗЯДЭ, Китай - Это первый в Китае парк-заповедник, переданный в частное управление. Длинная извилистая тропка ведет с вершины скалы к подножию водопада, но туристы, предпочитающие более легкий путь, обычно пользуются эскалатором: фирма-оператор Ten Million Cash Holdings берет с каждого пассажира $2,4 за рейс. Ten Million Cash, вложившая $25 млн в развитие парка, устроила здесь помимо эскалатора захватывающие аттракционы с участием зверей. Теперь в Цзядэ тюлени играют в волейбол, мишки катаются на велосипеде; кроме того, туристы могут полюбоваться на панду, дальневосточных тигров, африканских львов и кенгуру. В прошлом году прибыль компании после уплаты налогов составила $3 млн.
Туристическим хозяйством в этом краю вечнозеленых лесов и горных ручьев, привлекающем ежедневно сотни туристов, издавна заведовало Сычуаньское туристическое бюро. Недавно оно поддержало идею передать частным девелоперам еще 10 парков вслед за Цзядэ. И если проект будет развиваться успешно, еще сотня не менее живописных заповедников по всей стране будет передана в частное управление. Туристический сектор - это своего рода зеркало, глядя в которое можно увидеть, как идет приватизация в Китае. Попытки нынешних лидеров страны развивать наиболее отсталые западные районы дают повод для оживленных дискуссий о том, как следует обращаться с парками и заповедниками. В прошлом году представители ЮНЕСКО посетили древнюю "летнюю" столицу Китая Чэндэ, входящую в число мировых памятников культуры. Группа специалистов резко негативно оценила усилия правительства по охране национального достояния: "Безобразные новостройки уродуют городской ландшафт... Дорогостоящее уничтожение зданий, которые правительство считает "непригодными", проводится как в заповедной части города, так и в других районах".
Возложить заботу о национальных парках и заповедниках на плечи частных девелоперов - неизбежный этап общего процесса передачи собственности в частные руки, проходящего в Китае быстро и порой хаотично. Авторы сычуаньского проекта полагают, что частный бизнес имеет больше шансов создать подходящие условия для развития туризма. При этом правительство надеется, что тщательный отбор и ограничение числа девелоперов помогут предотвратить чрезмерное распространение ползучей коммерциализации. Однако у правительственной программы есть и противники: они беспокоятся, что национальные богатства Китая будут принесены в жертву приватизации, а заповедные уголки вытопчут туристы. В самом деле, древние буддийские пещеры в провинции Ганьсу, оккупированные теперь толпами туристов, стали осыпаться из-за резкого повышения содержания в воздухе углекислого газа. Великая Китайская стена усеяна водяными горками, "дворцами караоке" и подъемными кабинками на тросах. Три года назад 80% местных жителей в окрестностях ущелья Цзядэ жили за счет лесозаготовок и торговли древесиной. Теперь власти, спохватившись, ограничили нормы вырубки лесов, и бесконтрольное уничтожение деревьев, сдерживавших летнее половодье, прекратилось. Однако в результате люди лишились источника существования, и бедные районы стали еще беднее. Парк Цзядэ пока, скорее, являет собой счастливое исключение для всего региона. (WSJ, 23. 05. 2001)