Vivendi покупает MP3.com за $372 млн
Компания Vivendi Universal согласилась приобрести музыкальный интернет-портал MP3.com. Стоимость сделки составляет $372 млн.
Данная сделка может обострить конкуренцию между двумя ведущими участниками рынка онлайнового распространения мультимедийных файлов. Разработанные MP3.com технологии обеспечат дополнительные преимущества альянсу Duet, образованному принадлежащей Vivendi компанией Universal Music и корпорацией Sony (фактически Duet начнет действовать этим летом). На рынке альянсу противостоит музыкальная компания MusicNet, образованная корпорациями AOL Time Warner, Bertelsmann и EMI Group. На сайте MusicNet используется технология, предложенная компанией RealNetworks.
Покупка MP3.com стала неожиданным ходом со стороны Vivendi: полгода назад между музыкальным порталом и Universal Music происходила ожесточенная борьба по поводу авторских прав. В результате MP3.com согласилась выплатить Universal Music $53,4 млн в качестве компенсации ущерба и судебных издержек.
По словам генерального директора Vivendi Жан-Мари Месье, основатель и нынешний глава MP3.com Майкл Робертсон начал переговоры о продаже своей компании еще в январе, когда он приехал в Париж с целью добиться раскрутки MP3.com в Европе.
Месье, один из наиболее яростных противников музыкального портала Napster, считает, что деятельность MP3.com является сейчас вполне законной, в отличие от деятельности Napster. MP3.com заявила о своей готовности удовлетворить все требования музыкальных компаний и обеспечить защиту их интеллектуальной собственности. Тем не менее в апреле федеральный судья Нью-Йорка вынес решение, согласно которому MP3.com должна выплатить небольшой звукозаписывающей компании Tee Vee Toons $292 000 за нарушение ее авторских прав. Месье не исключает возможности подобных исков и в будущем, однако, по его словам, Vivendi уже приняла меры, которые позволят ей защититься от юридических рисков. С этой целью франко-американская корпорация планирует выделить необходимые средства и заручиться обычной страховкой.
Стоимость сделки невысока - акции MP3.com идут по цене $5. Расцвет компании пришелся на 1999 г., когда ее акции стоили $105, а рыночная капитализация составляла $7 млрд, - тогда MP3.com была одной из самых ярких звезд в мире онлайнового бизнеса. Впоследствии она стала очередной жертвой спада интернет-экономики. Однако MP3.com до сих пор остается весьма популярным брэндом, а армия подписчиков компании насчитывает десятки миллионов.
На сайте MP3.com пользователи могут сохранять аудиозаписи со своих компакт-дисков, чтобы затем прослушивать их на любом компьютере. Кроме того, компания распространяет записи малоизвестных музыкантов.
Как утверждает Месье, он поставил председателя совета Sony Нобуюки Идеи в известность о предстоящей сделке. "Партнеров обязательно следует заранее оповещать о таких шагах", - заявил Месье, имея в виду альянс Duet.
"Предлагаемая MP3.com технология хранения и потокового воспроизведения записей лучше других подходит для оснащения платформы Duet, - говорит Месье. - Впрочем, управление бизнесом Duet и MP3.com будет осуществляться раздельно. Duet сохраняет право применять и альтернативные технологии, вместе с тем MP3.com получает неэксклюзивную лицензию на использование принадлежащих альянсу каталогов аудиозаписей. Это не должно идти в ущерб другим сделкам, связанным с онлайновой продажей записей". Одна из таких сделок была заключена в марте с компанией Yahoo!. MP3.com по-прежнему будет предлагать широкий ассортимент произведений, права на которые принадлежат различным студиям звукозаписи и независимым исполнителям.