Как отцифровать важнейшее из искусств
Эта идея выглядит простой и захватывающей: почему бы не использовать цифровые технологии вместо старомодного целлулоида? Фильмы в виде файлов можно будет распространять на дисках или передавать в кинотеатры прямо по сети... Как выяснилось, претворить замысел в жизнь оказалось гораздо сложнее, чем быть героем фильма "Миссия невыполнима".
Голливудские студии, сети кинотеатров и производители цифрового оборудования уже несколько лет строят планы по замене коробок с пленкой на цифровые файлы. Основные вопросы, которые до сих пор остаются без ответа: кто будет платить за новое оборудование, кто будет его контролировать и когда новая технология будет готова к использованию. И все же определенные шансы решить все эти проблемы есть.
Как сообщают осведомленные источники, по крайней мере четыре крупные киностудии, не слишком афишируя предпринимаемые ими шаги, ведут переговоры о создании некоммерческой организации, которая будет заниматься внедрением цифровых технологий в кинопрокат. Студии хотят предоставить испытывающим финансовые трудности кинопрокатным компаниям средства для приобретения специальных проекторов, серверов и другой техники, а также установить стандарты качества в области цветопередачи и разрешения.
По словам этих источников, инициатором переговоров выступила Walt Disney. В переговорах участвуют Sony Pictures Entertainment (компания Sony), Warner Bros. (AOL Time Warner) и Paramount Pictures (Viacom). Интерес к переговорам проявляют Universal Pictures (Vivendi Universal) и 20th Century Fox (News Corp.).
Disney и другие компании отказываются от каких-либо комментариев, отделываясь общими фразами. "Мы считаем, что студии должны внести свою лепту в создание цифрового кинопроката на подходящих для владельцев кинотеатров условиях", - говорит Фил Барлоу, исполнительный вице-президент Walt Disney Motion Picture Group.
Новая технология может существенно изменить экономику киноиндустрии и расклад сил в секторе. Цифровые фильмы не подвержены воздействию времени, как целлулоидные пленки. Переход на цифровые технологии позволил бы студиям сэкономить миллионы долларов, которые сейчас тратятся на изготовление и распространение кинокопий.
Впрочем, владельцы кинотеатров опасаются, что в результате перехода на цифровые технологии студии получат слишком большую власть и смогут контролировать деятельность прокатчиков. В свою очередь, студии опасаются усиления позиций производителей оборудования - Texas Instruments, Technicolor (принадлежит Thomson Multimedia), Qualcomm и др., которые, как посредники между кинопроизводством и кинопрокатом, смогут диктовать свои условия. Не менее важны для студий вопросы безопасности передачи данных по сетям.
Знакомые с ходом переговоров источники сообщают, что студии готовы взять на себя значительную часть расходов на приобретение нового цифрового оборудования. При этом они действуют очень осторожно, стараясь не отпугнуть озабоченных своим финансовым положением владельцев кинотеатров. В соответствии с одним из обсуждаемых проектов консорциум студий возьмет напрокат цифровое оборудование и будет предоставлять его кинопрокатчикам за процент с продаж билетов. За демонстрацию фильмов, произведенных членами консорциума, прокатчик должен будет платить $0,25 с каждого проданного билета, при показе фильмов других студий отчисления составят $0,35 с одного билета. За программы, не относящиеся к категории художественных фильмов, надо будет платить $0,5 с билета. Есть и другие варианты расчетов - выплаты с количества показов и месячные выплаты, которые могут быть более выгодны прокатчикам. (WSJ, 17. 05. 2001)