Паника на латиноамериканских рынках


Политики и экономисты оказавшихся в кризисе стран Латинской Америки призывают инвесторов пристегнуть ремни, однако те, похоже, уже надевают парашюты. Рынки региона лихорадит из-за замедления роста мировой экономики и более всего - из-за опасений, что Аргентина не сможет погасить свои долги и выйти из рецессии. Ситуация в Бразилии, крупнейшей экономике региона, усугубляется плохими данными по внешней торговле.

Аргентинский кризис начинает оказывать все большее влияние на ситуацию на финансовых рынках стран Южной Америки. Бразильский реал и чилийское песо упали в понедельник после того, как министр экономики Аргентины Доминго Кавальо отменил запланированный на вторник аукцион по продаже казначейских векселей на сумму $350 млн. Деньги от их продажи должны были пойти на погашение краткосрочных облигаций, основные держатели которых - аргентинские банки и компании. Однако Кавальо отменил аукцион, поскольку посчитал рыночные процентные ставки, выросшие в последние дни, слишком высокими. Экономисты говорят, что Аргентина легко расплатится в мае по всем краткосрочным обязательствам, однако отмена аукциона, похоже, напугала инвесторов. "Доверие [рынков] было подорвано, - говорит Артуро Поржечански, ведущий экономист по развивающимся рынкам банка ABN AMRO. - Я думаю, это уже просто паника: люди продают, не обращая внимания на цены".

Цены аргентинских облигаций Floating Rate Bond (FRB) упали до самого низкого уровня со времен мексиканского валютного кризиса 1995 г. Спрэд между ними и казначейскими облигациями США вырос до 16,9% (10,51% в пятницу). Когда в январе 1999 г. Бразилия, пораженная мировым финансовым кризисом, девальвировала реал, спрэд по FRB составлял 12%. Падение цен аргентинских облигаций отражает опасения инвесторов, что Буэнос-Айрес может объявить дефолт по долгам, объявить об их реструктуризации или даже девальвировать песо, которое с 1991 г. зафиксировано относительно доллара. Бразильский реал установил в понедельник очередной рекорд падения - 2,259 реала за доллар (2,236 реала в пятницу).

Кавальо в очередной раз попытался успокоить рынки. Он направил на Уолл-стрит открытое письмо, в котором упрекает инвесторов за то, что они не хотят видеть фундаментальных, по его словам, улучшений в бюджетной сфере за тот месяц, что он занимает пост министра экономики. Затем, выступая в Буэнос-Айресе, он снова опроверг циркулирующие на рынке слухи, что Аргентина будет вынуждена реструктурировать часть внешнего долга или весь внешний долг, составляющий около $128 млрд. Министерство экономики Аргентины также сообщило в понедельник вечером, что, несмотря на отмену вторничного аукциона, оно продало трехгодичные облигации на $1 млрд синдикату из пяти местных банков. Продажей этих облигаций была завершена объявленная в начале апреля программа по привлечению $3,5 млрд на покрытие краткосрочных долгов.

На аргентинские проблемы в понедельник наложились бразильские. Было объявлено, что дефицит текущего платежного баланса страны вырос до 4,6% ВВП в течение года по март (4,5% в течение года по февраль). В марте дефицит вырос до $2,59 млрд с $1,66 млрд в феврале. Увеличение дефицита, вызванное ростом процентных платежей по внешним долгам, снижает вероятность того, что Бразилия сможет покрыть его за счет привлечения прямых иностранных инвестиций. Они составили в марте $2,1 млрд - больше, чем в январе и феврале, однако меньше как прошлогодних показателей, так и прогноза дефицита текущего платежного баланса на 2001 г. (WSJ, 24. 04. 2001)