В ЮАР хлынут лекарства


СОУЭТО - Для мировой фармацевтической промышленности Южная Африка - то же самое, что Вьетнам был для американских военных. Теперь все изменилось, и возврата к прошлому нет.

По крайней мере, именно так думают в британской благотворительной организации Oxfam, которая стала инициатором кампании по обеспечению бедных стран лекарствами и медицинскими препаратами по доступным ценам. Совместно с другими инициативными группами Oxfam подняла вопрос о правительстве ЮАР, которое вело трехлетнюю тяжбу с мировой фармацевтической промышленностью по поводу изменения недостаточно строгого национального патентного законодательства.

В минувший вторник фармацевты сдались. GlaxoSmithKline, Merck и другие производители препаратов от СПИДа, а за ними и прочие фармацевтические компании недвусмысленно дали понять, что намерены отозвать иск против правительства ЮАР. За это им удалось заручиться заверениями от правительства, что оно станет соблюдать Договор всемирной торговой организации о правах на интеллектуальную собственность в области торговли, который находит широкую поддержку среди фармацевтических компаний.

Решение представителей мировой фармацевтической промышленности отозвать свой иск против правительства ЮАР будет иметь на мировом рынке ряд последствий. Во-первых, изменение их позиций отразится на создании мер по защите интеллектуальной собственности в развивающихся странах и приведет к снижению цен на лекарства.

Во-вторых, достигнутый компромисс неизбежно приведет к тому, что правительства Южной Африки и других стран региона внесут изменения в программу борьбы со свирепствующей там эпидемией СПИДа, расцениваемой многими специалистами как наиболее серьезная эпидемия современности.

Если, как полагают наблюдатели, компаниям удалось добиться значительных уступок от правительства ЮАР в области охраны интеллектуальной собственности, это может стать прецедентом для правительств других стран с развивающейся экономикой.

Больше всего фармацевтическим компаниям досаждали положения в национальном законодательстве ЮАР, устанавливавшие ряд условий, при которых позволяется пренебрегать правом на интеллектуальную собственность.

Договор ВТО тоже устанавливает ряд пунктов, при которых патентное законодательство можно не соблюдать. Однако фармацевтические компании утверждают, что в ЮАР и ряде других стран закон позволяет министру здравоохранения не соблюдать патентное законодательство по своему усмотрению.

Угроза тотального несоблюдения патентного законодательства привела к тому, что несколько крупных компаний, в том числе Merck и Bristol-Myers Squibb, предложили продавать в регионе производимые ими лекарства от СПИДа по себестоимости. Стоимость годового курса так называемой тройной терапии, применяемой сейчас для борьбы с ВИЧ-инфекциями, будет стоить не $10 000, как на Западе, а около $600.

Таким образом, компании будут работать на двух совершенно различных друг от друга рынках. Западные страны, где объемы относительно невелики, но прибыль высокая, и страны с развивающейся экономикой, где огромные партии лекарств уходят, не принося практически никакой прибыли. Первые шаги уже сделаны в отношении лекарства от СПИДа, однако другие лекарственные препараты может постигнуть та же участь.

Эта ситуация чревата известным риском. Во-первых, лекарства могут устремиться назад на Запад. Кроме того, такая модель делает компании уязвимыми для политического давления в западных странах, где потребители тоже могут потребовать себе таких скидок.

Еще одним следствием достигнутого компромисса может стать изменение политики борьбы со СПИДом в регионе. Активисты, которые до сих пор видели основного врага в лице фармацевтических компаний, теперь переключаются на правительства.

"Наше правительство не предпринимает активных усилий по борьбе с этим заболеванием", - говорит Гленда Грей, специалист по ВИЧ-инфекциям в огромном госпитале Baragwanath в Соуэто.

От правительства ЮАР станут требовать увеличить финансирование и сделать приоритетной программу борьбы со СПИДом в Южной Африке, где, по некоторым данным, инфицировано уже около 4,7 млн человек.

"Я больше не могу смотреть, как люди умирают, - говорит Гленда Грей. - Я должна говорить больному: "Принимайте поливитамины, ешьте больше бананов и манго, будем надеяться, что вы поправитесь". При этом я хорошо знаю, что в мире уже есть лекарства, которые могли бы ему помочь! " (FT, 18. 4. 2001)