Суд о десяти заповедях
ЭЛКХАРТ, ИНДИАНА - Каждый год перед Пасхой знаменитый американский актер Чарлтон Хестон появляется перед миллионами американских телезрителей в роли Моисея, спускается с горы Синай, обрушивает праведный гнев на неверных иудеев и одним ударом разбивает тяжелые каменные скрижали с Божественным откровением. Это кино. Фильм под названием "Десять заповедей" был снят на студии Paramount Рictures в 1956 г. режиссером Сесилом Де Миллом и с тех пор его регулярно показывают по телевидению. Несмотря на то что много тысячелетий назад настоящие скрижали были действительно разбиты, сегодня вот уже более 50 лет 4000 их гранитных копий высотой три метра и весом более тонны украшают общественные места во многих американских штатах. Скоро их могут убрать. В декабре 2000 г. окружной апелляционный суд в Чикаго постановил, что размещение перед зданием городского совета монумента с надписью "Я Господь, Бог твой... " является пропагандой религии и противоречит Конституции. Городские власти убирать скрижали не стали, а вместо этого подали апелляцию в Верховный суд США, где 12 апреля их неожиданно поддержал генеральный прокурор штата Алабама, выступающий от имени своего и шести других штатов. Сейчас вопрос рассматривается в законодательных собраниях восьми штатов. На прошлой неделе сенат штата Алабама единогласно принял поправку к Конституции штата, согласно которой разрешено размещать произведения искусства с приводящимся на них текстом десяти заповедей, на территориях, являющихся общественной собственностью.
Строго говоря, в начале 50-х двое инициаторов проекта, режиссер Сесил Де Милл и судья Рюгемер из Миннесоты, занимающийся правонарушениями несовершеннолетних, преследовали двоякую цель: сделать рекламу фильму и призвать граждан к соблюдению библейских норм.
"Заповеди - не просто религиозный закон. Это прекрасные нормы поведения, которым может следовать любой человек независимо от его вероисповедания", - говорит сегодня 98-летний судья Рюгемер. Он вспоминает случай, когда в 1946 г. к нему привели 16-летнего подростка, задержанного за неосторожное управление автомобилем. Читая нарушителю мораль, судья Рюгемер упомянул десять заповедей и был потрясен, услышав вопрос подростка: "Что это? ".
Судья вынес условный приговор, в соответствии с которым парень должен был "выучить наизусть и стараться соблюдать десять заповедей". Затем Рюгемер, озабоченный состоянием духа молодежи, решил, что текст заповедей следует разместить в школах и судах, где слушаются дела несовершеннолетних. Он заручился согласием католического священника, священнослужителя-протестанта и раввина и нашел спонсоров.
Тем временем в Голливуде Де Милл готовился снять звуковую версию фильма "Десять заповедей", который в 1923 г. вышел у него в немом варианте. Он услышал об инициативе судьи Рюгемера и позвонил ему. Де Милл предложил сделать надписи не на бумаге, а на бронзовых дощечках и разместить их в парках. "Я сказал: а тогда почему бы нам не сделать это на гранитных плитах, ведь настоящие скрижали были из гранита? - вспоминает судья. - Он согласился". (WSJ, 18. 04. 2001)