Новая модель выживания


Посмотрите на список крупнейших американских компаний. Через 25 лет лишь треть из них все еще будет существовать, причем рост акций тех, что выживут, будет отставать от общего темпа роста фондового рынка. Чем дольше существует компания, тем хуже ведут себя ее акции. Все эти выводы содержатся в новой книге ветеранов консалтинговой фирмы McKinsey Ричарда Фостера и Сары Каплан "Творческое разрушение".

Их теория представляет собой альтернативу взглядам, изложенным в одной из самых популярных бизнес-книг 90-х гг. - книге Джеймса Коллинза и Джерри Порраса "Построено на совесть". Проведя анализ деятельности 18 почтенных корпораций, среди которых были General Electric, Hewlett-Packard, Johnson & Johnson и 3M, Коллинз и Поррас утверждали, что в период с 1926 по 1990 г. их акции росли быстрее, чем весь фондовый рынок в среднем.

Фостер и Каплан, по сути, вступают в дискуссию с Коллинзом и Поррасом, утверждая, что акции этих 18 компаний "не идут впереди" фондового рынка, исключение составляет только General Electric. Показатели деятельности остальных упоминающихся в "Построено на совесть" компаний либо ухудшились после выхода книги, либо только выглядели "впереди идущими" - за счет взрывного роста в первые годы своего существования. Авторы "Творческого разрушения" считают, что опережать фондовый рынок в течение некоторого времени могут только два типа организаций - это новые компании и компании, осваивающие новые отрасли. Но и они со временем становятся ничем не примечательными середняками рынка.

Фостер и Каплан собрали данные о деятельности 1008 американских компаний в 15 секторах промышленности в период между 1962 и 1998 г. Ни одна из этих компаний не опередила фондовый рынок за этот период (General Electric в 1008 компаний не вошла).

Содержащиеся в книге советы "отстающим" компаниям выглядят более рискованными, чем советы в книге "Построено на совесть". Авторы последней говорили, что у компании должна быть стоящая миссия и тогда признание рынка и общества в целом непременно последует. Авторы "Творческого разрушения" предлагают компаниям вести себя так же, как ведут себя фондовые рынки. Последние несентиментальны и нелояльны. Когда показатели деятельности компании ухудшаются, ее акции падают. Когда появляется компания с новыми идеями и хорошими финансовыми показателями, ее акции растут. Таким образом, компании из обладателей и хранителей бизнеса должны, по мнению авторов, превратиться в торговцев бизнесами. И по примеру инвестиционных компаний должны покупать или основывать фирмы с определенной целью - в будущем продать ее.

По мнению Фостера и Каплан, именно так ведет себя GE. Джек Уэлч продал 117 подразделений в течение четырех лет, после того как занял пост генерального директора компании, и приобрел 108 только в одном 1998 г. Johnson & Johnson также избавлялась от своих подразделений, как от использованных памперсов. Однако у J&J есть кредо, список приоритетов. Первыми идут интересы матери, воспитывающей маленького ребенка (целевая аудитория компании), вторыми - интересы сотрудников самой компании, третьими - интересы того сообщества, города или местности, где расположено данное предприятие J&J. Акционеры - лишь четвертые, поскольку основатели компании полагали, что если первые три будут довольны, то и акции вырастут. Так что проблема "Творческого разрушения" в том, что авторы оставляют без ответа вопрос, является ли долгожительство компаний полезным. В конце концов, если одна только GE может "обгонять" фондовый рынок, то почему бы не оставить все на волю рынка: пусть более успешные компании поглощают менее успешные. В чем разница между тем, чтобы продать компанию, и тем, чтобы продать лишь часть своего бизнеса? (FT, 12. 04. 2001)