Следствие в Exxon Mobil


ВАШИНГТОН - Минюст и Таможенная служба США продолжают расследование деятельности Exxon Mobil. Они требуют предоставить все новые документы и вызывают на допрос бывших высокопоставленных сотрудников компании. Ее подозревают в нарушении эмбарго США на торговлю с Ираном.

Следствие намерено выяснить, не участвовала ли Mobil в середине 90-х гг. (еще до слияния с Exxon в 1999 г.) в сделке, по которой нефть из Казахстана обменивалась на иранскую. Введенное США против Ирана торговое эмбарго запрещало подобные сделки, которые нефтяные компании используют для перемещения нефти на рынки из таких окруженных со всех сторон сушей регионов, как Каспийское море. Официально обмен нефтью проходил под контролем правительства Казахстана, но следствие считает, что Mobil тоже могла участвовать в сделке.

Дело о сделке по обмену нефтью было возбуждено в 1999 г., после того как бизнесмен из Иордании Фархат Таббах подал в британский суд иск, в котором требовал выплаты $40 млн в качестве комиссионных за свою роль в ее заключении. Таббах заявил, что у него была устная договоренность с лондонским трейдером Фридхельмом Эронатом по организации поставок нефти от лица Mobil, правительства Казахстана и других сторон. Иск Таббаха удовлетворен не был, и бизнесмен был вынужден оплатить издержки Эроната на сумму $650 000. Но во время разбирательства Таббах предоставил американским органам около 500 страниц документов, включая внутренние бумаги Mobil. И в США было начато расследование. Адвокаты бывших высокопоставленных сотрудников Mobil, отвечавших за деятельность компании на Каспии, заявляют, что Mobil не имеет отношения к соглашению между Ираном и Казахстаном. НК также не выступала помощником последнего. Сделка между двумя странами развалилась вскоре после первых поставок нефти в Иран в начале 1997 г.

Внимание следователей приковано к американскому юристу и советнику президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Джеймсу Гиффену. Знакомые с ходом следствия юристы говорят, что Гиффена подозревают в участии в сделке между Ираном и Казахстаном. Но Гиффен вряд ли нарушил закон, поскольку США только в 1997 г. ужесточили эмбарго против Ирана, включив в него запрет на участие физических лиц, являющихся американскими гражданами, в переговорах о сделках по обмену нефтью от имени правительств или юридических лиц других государств. Гиффен также подозревается в передаче значительных денежных сумм от крупных нефтяных компаний высокопоставленным чиновникам Казахстана, включая Назарбаева.

В деле о сделке по обмену нефтью следствие также интересуется деятельностью Брайана Уильямса, экс-сотрудника Mobil, отвечавшего за операции в странах бывшего СССР. "Брайан Уильямс не принимал участие ни в каких сделках по обмену нефтью, и он не обладает о них никакой информацией", - заявил адвокат Уильямса Дэвид Шертлер. Еще один бывший высокопоставленный сотрудник Mobil, Дон Воелти, говорит, что ему ничего не известно о причастности Mobil к сделкам по обмену нефтью.

"Mobil знала о санкциях США против Ирана и соблюдала все законы. Exxon Mobil не известно об участии Mobil в обмене нефтью между Казахстаном и Ираном", - заявил пресс-секретарь Exxon Mobil Том Чириглиано. (WSJ, 9. 04. 2001)