Из жизни насекомых
В новом голливудском фильме "Изгой" почерневший от солнца и изголодавшийся герой Тома Хэнкса пронзает острогой подвернувшегося на необитаемом острове краба. В реальности такой краб вряд ли утолил бы голод Робинзона: над его изготовлением из специального латексного материала трудилась целая бригада умельцев. "Все знают, что во время съемок фильма не должен погибнуть ни один краб", - сообщил Том Вудраф, представитель фирмы Amalgamated Dynamics, изготовившей муляж. Голливуд полон змей и акул, которые мухи не обидят, - об этом позаботилась Американская гуманистическая ассоциация. Именно эта организация проводит специальную сертификацию кинопродукции, благодаря чему во многих фильмах можно найти успокаивающий титр: "При съемках этого фильма ни одно животное не пострадало". Прежде чем выдать сертификат, ассоциация посылает на съемочную площадку одного из своих 25 инспекторов, чтобы те воочию убедились в изобретательности режиссеров и операторов, обеспечивающих живых зверюшек неодушевленными дублерами. Политика ассоциации отличается абсолютной нетерпимостью, не знающей исключений: "ни одно животное" означает не только лошадь, собаку или кошку. Не должны пострадать также крабы, тараканы и мухи. И даже личинки мух. В одном из голливудских детективов сыщик обнаруживает полуразложившийся труп, облепленный личинками мух. Поскольку во время съемок использовались настоящие личинки, появилась необходимость вызвать инспектора из ассоциации, дабы тот засвидетельствовал, что при производстве фильма не было фактов жестокого обращения с мухами. Движение гуманистов зародилось еще в 1930-е гг., когда голливудские режиссеры не испытывали комплексов, сталкивая лошадей с обрыва, как предписывал сценарий. Однако времена меняются: сегодня в гуманистической ассоциации есть целая группа инструкторов, специализирующихся на насекомых. Они могут предложить тысячу уловок, позволяющих их подопечным остаться при съемках целыми и невредимыми. Например, вокруг съемочной площадки ставятся не попадающая в камеру загородка высотой сантиметров 30, которая покрывается вазелином. "Тараканы скатываются с нее, если попытаются выбраться за пределы площадки", - рассказывает Жюль Сильвестр, инструктор, работавший с тараканами во время съемок фильма "Люди в черном". О резиновых жуках нечего и говорить - это популярные звезды Голливуда. Существует также институт моргов для насекомых. Когда инструктор находит муравья или таракана, умершего по естественным причинам, он относит покойника в специальный холодильник, чтобы тот дожидался лучших времен: трупик будет использован при съемках следующего фильма, в котором по сценарию потребуется сцена с мертвыми насекомыми. Если же режиссер в какой-то момент пожелает, чтобы по лицу актера ползали мухи, на помощь придет фирма BenayХs Bird & Animal Source. Владелица фирмы Бени Карп знает, как заморозить несколько сотен мух в специальных контейнерах, наполненных льдом. "Когда их заморозишь, они как бы впадают в сон и улететь не могут, - рассказывает Карп. - Потом потихоньку оживают, тогда мы их ловим и возвращаем в морозилку, а на актера сажаем других". Правила ассоциации необычайно жестки: если утром на съемочную площадку были принесены 10 муравьев, то инспектор должен засвидетельствовать присутствие на площадке не менее 10 здоровых муравьев в конце рабочего дня. Миссис Брокетт, неукоснительно исполняющая служебный долг, отнюдь не принадлежит к числу муравьиных фанатов. Она регулярно травит своих домашних муравьев. "Пока мы с вами говорим, я уничтожила сотни муравьев. Но ведь не для кино! " - резонно замечает она. Тем, кто согласился играть по правилам ассоциации, придется раскошелиться. Например, заказ на 500 мух, которым будет гарантировано правильное обращение, обойдется в $1000. В стоимость входит однодневная зарплата для двух инструкторов и расходы на кормление мух.
Участники телешоу "Фактор страха", созданного компанией NBC, едят живых червей и сверчков. Продюсер Дуглас Росс пытался убедить ассоциацию, что в некоторых странах принято есть червей. Это не помогло, и шоу выходит на экраны без санкции гуманистов. (WSJ, 29. 03. 2001)