Чего смогут добиться миноритарщики Сбербанка?


Наблюдательный совет Сбербанка на формальных основаниях отклонил требования миноритарных акционеров о созыве внеочередного собрания. Однако миноритарщики не намерены прекращать борьбу против планов Сбербанка провести эмиссию на 36% уставного капитала.

С самого начала кампания миноритарных акционеров против допэмиссии в Сбербанке имела целью привлечь внимание общественности к несоблюдению интересов акционеров. На большее, независимо от того, удастся ли созвать внеочередное собрание или нет, акционерам не стоило и рассчитывать. Формально Сбербанк не нарушает российского законодательства, поэтому акции "протеста" имеют смысл только в одном случае - если ставят своей целью подготовить почву для внесения изменений в законодательство, чтобы затруднить проведение подобных эмиссий в будущем. Очевидно, что, пока капитализация российских компаний крайне низка и последние не видят в фондовом рынке источника для привлечения капитала, адекватного их потребностям, миноритарным акционерам постоянно придется сталкиваться с подобным к себе отношением.

Александр Корчагин

Действия миноритарщиков Сбербанка укладываются в технологию Green Mail - акционерного шантажа. Их тактику можно назвать мягкой. Главная цель, насколько я понимаю, - привлечь внимание общественности к эмиссии Сбербанка, нарушающей права акционеров. Внимание они привлекут. Но задачу можно поставить более четко - помешать эмиссии. Прежде всего необходимо добиться права проведения собрания. А для этого нужен отказ Сбербанка в проведении собрания, что банк вряд ли сделает. Либо наблюдательный совет Сбербанка должен пропустить 10-дневный срок, установленный в законе об АО. Тогда миноритарщики получат право провести собрание самостоятельно, а это будет уже скандал. Именно поэтому нельзя ограничиваться одним требованием о проведении собрания, их нужно подавать целую серию. Наблюдательный совет просто не сможет так часто собираться. С другой стороны, если каждую неделю "Сбер" будет проводить внеочередное собрание, это нанесет существенный ущерб имиджу банка, что в технологии Green Mail считается крупным успехом. Причем формулировать темы собраний придется максимально горячо. Например, поставить вопрос о выборах гендиректора и наблюдательного совета, а в пункте повестки дня указать фамилии предполагаемых кандидатов. В этом случае АО, если даже начнет созывать собрание, не сможет изменить повестку дня и будет поставлено в очень неловкое положение. Эффективность применения Green Mail против госструктур достаточно высока. И, если акционеры не остановятся, Сбербанк пересмотрит свою позицию в отношении эмиссии.

Александр Волков

При существующей расстановке сил миноритарным акционерам едва ли удастся каким-либо образом повлиять на принятие решения о дополнительной эмиссии акций Сбербанка. Акции уже являются объявленными, и для принятия решения о дополнительной эмиссии необходимо лишь решение совета директоров. На сегодняшний день практически не существует корпоративных методов, с помощью которых инвесторы, не имеющие большинства в совете, могли бы отстоять свои права. Вряд ли правительство, для привлечения внимания которого в основном и проводится акция миноритарных акционеров, станет вмешиваться, тем более что правительственные интересы при проведении эмиссии никоим образом не ущемляются. Безупречные с юридической точки зрения действия Сбербанка привлекут тем не менее внимание иностранных инвесторов и станут очередным примером игнорирования или прямого ущемления прав миноритарных акционеров, что в России является скорее нормой, чем исключением из правил.

Илья Бучковский

В глазах инвесторов Сбербанк стал монстром советского стиля управления, где права акционеров ущемляются на каждом шагу. Для нейтрализации эффекта такой "рекламы" придется приложить много усилий. Чтобы окончательно не потерять лицо, Сбербанк решит согласиться на часть условий миноритарщиков. Как минимум акционеры добьются встречи с менеджментом, на которой стороны попытаются прийти к компромиссу. Такие переговоры возможны уже в ближайшее время, иначе на годовом собрании в мае миноритарщики попытаются устроить Сбербанку какой-либо неприятный сюрприз. Думаю, что итогом переговоров станет ряд изменений в уставе, защищающих права миноритарных акционеров.

Ким Искьян

Риск размытия капитала в ходе эмиссии, о котором заговорили миноритарные акционеры, возможно, заставит банк внести изменения в устав, которые при размещении новых эмиссий акций будут давать равные права всем акционерам. Что же до других вопросов, которые поднимались миноритарщиками в связи с планируемой эмиссией, то изначально было понятно, что они не добьются положительного решения этих вопросов. Ключевой акционер Сбербанка - ЦБ - был на стороне руководства "Сбера".

Андрей Иванов

Андрей Иванов