Япония надувает экономику


ТОКИО - Вторая по величине экономика мира готовится вступить на неизведанную территорию. Банк Японии намерен предпринять ряд мер, направленных на увеличение денежной массы, чтобы стимулировать рост цен и положить конец господствующей в стране дефляции. Эта достаточно рискованная политика может привести к падению курса иены и неконтролируемому росту инфляции.

В понедельник председатель Банка Японии Масару Хайами бросил вызов политическому истеблишменту Японии, заявив, что лидеры страны должны решиться на проведение болезненных реформ, от реализации которых они уклонялись в течение столь долгого времени. Со своей стороны Банк Японии намерен увеличить количество денег в обращении за счет снижения процентных ставок практически до нуля и выкупа государственных облигаций. Увеличение денежной массы должно стимулировать инфляционные процессы и положить конец самому длительному периоду дефляции в индустриальном мире со времен Великой депрессии. Оптовые цены в Японии за последние 10 лет упали на 9%. Потребительские цены снижались более медленными темпами, однако в феврале в Токио они упали на 1,1% по сравнению с февралем 2000 г. - рекордное падение для этого показателя. Дефляция ведет к падению потребительского спроса и, следовательно, объемов производства, в результате чего экономика Японии никак не может выйти из стагнации.

Новая политика несет с собой некоторые риски. В худшем случае существенный рост денежной массы может привести к падению курса иены и стремительному росту инфляции, поскольку увеличение количества иен в обращении теоретически подрывает стоимость валюты. Впрочем, учитывая длительный период дефляции, гиперинфляция в обозримом будущем представляется маловероятной. Кроме того, Банк Японии намерен действовать осторожно. Выкуп гособлигаций - распространенный метод наполнения экономики наличными деньгами - будет проводиться, только если банк посчитает "необходимым постепенно увеличивать ликвидность". Кроме того, банк не станет, как он делал это ранее, удерживать на рынке межбанковских кредитов ставку overnight около нуля. Вместо этого он установит цель, определяющую количество денег в финансовой системе, что соответствует остаткам на счетах коммерческих банков в Банке Японии. На практике такая политика, по словам Хайами, приведет к падению ставок до нуля, и он пообещал удерживать их на этом уровне, пока цены не начнут расти. По словам Рона Бевакуа, экономиста Commerz Securities, "даже ограниченные меры по увеличению денежной массы и установлению цели по инфляции знаменуют собой исторический поворот для Банка Японии; табу нарушено, и можно ожидать дальнейших шагов в этом направлении".

Хайами призвал к окончательному решению проблемы по освобождению банков от безнадежных долгов и перекрестного владения акциями. В Японии 15 крупнейших кредиторов владеют акциями компаний, совокупная балансовая стоимость которых превышает 30 трлн иен ($244,7 млрд). По оценке токийского отделения HSBC Securities, при нынешних ценах на фондовом рынке скрытые убытки по этим акциям составляют 1,36 трлн иен ($11 млрд). Долги (для всей банковской системы), по которым был объявлен дефолт или которые были реструктурированы к сентябрю 2000 г., оцениваются правительством в 31,8 трлн иен ($259,5 млрд).

С февраля 1999 г. по август 2000 г. Банк Японии под руководством Хайами уже проводил политику нулевых процентных ставок, удерживая ставку по однодневным кредитам около нуля. Это не означает, что банки получали деньги бесплатно: поскольку цены падали, реальная ставка была положительной. Кредитуя потребителей, банки добавляли к ставке еще процент-другой. Доверие к банкам несколько возросло, и экономика, в которую правительство вливало миллиарды долларов государственных денег, начала оживать. Однако банки не использовали период роста для полного списания безнадежных долгов и освобождения от висящих у них на балансе акций японских компаний, что ставит их в зависимость от колебаний на фондовом рынке. Раздраженный их нежеланием проводить реформы, Хайами поднял ставки до 0,25%. (WSJ, 20. 03. 2001)