Любишь производить, люби и перерабатывать
Для большинства людей брошенный на обочине дороги разбитый автомобиль или ржавый холодильник - это просто мусор. Но производителям этот мусор вскоре может доставить немало хлопот: Еврокомиссия в будущем собирается переложить расходы по утилизации отслуживших вещей на тех, кто их произвел. Прежде всего новые правила коснутся автомобилей и бытовой техники. В 2007 г. может вступить в силу директива по переработке "автомобилей с завершившимся сроком службы" (ELV), согласно которой издержки по переработке автомобилей, грузовиков и автобусов будут возложены на автопроизводителей. Речь идет о довольно больших суммах, которые в конечном счете все равно лягут на плечи покупателей. В Великобритании, по оценкам Общества производителей и продавцов автомобилей (SMMT), переработка одного автомобиля обойдется в 300 фунтов ($430), а всех произведенных за год - в 480 млн фунтов ($686 млн). По всему Евросоюзу издержки переработки превысят 2 млрд евро ($1,8 млрд). Автокомпании уже начали резервировать средства: Volkswagen "отложил" DM1 млрд ($460 млн), BMW - DM500 млн ($230 млн).
Помимо финансовых проблем директива поставит перед производителями и немало практических. А по мнению юристов, различия в законодательствах стран ЕС могут поставить некоторые компании в невыгодное положение.
Автопроизводители способны построить перерабатывающие заводы, но едва ли им удастся собрать всю рухлядь, валяющуюся по обочинам дорог. "Не слишком разумно требовать, чтобы производитель подбирал автомобиль на острове Скай и вез его в Глазго для переработки, но именно этого требует директива", - говорится в официальном сообщении SMMT.
Новая директива призывает автокомпании увеличить использование вторично переработанных материалов в производстве. Согласно директиве доля таких материалов должна составлять 85% веса автомобиля. Теоретически добиться этого не так сложно, поскольку сегодня большинство автокомпаний уже довели этот показатель до 75%. Но вот отследить, насколько точно выполняется директива, будет куда труднее, в частности из-за того, что она станет применяться и к производителям-импортерам. Блок цилиндров, сделанный из свежей стали, практически невозможно отличить от такого же блока, сделанного из вторично переработанного металла. Не посылать же, в конце концов, инспекторов на зарубежные автозаводы.
Партнер юридической фирмы DLA Майк Пуллен очень дипломатично высказался о проблеме: "Многие в Еврокомиссии имеют прекрасную подготовку в области теории законотворчества. Но в практическом применении они не так сильны".
По аналогии с "автомобильной" в 2006 г. может появиться директива WEEED, согласно которой издержки по переработке электротоваров и электроники будут возложены на их производителей и, возможно, на продавцов. Речь идет о таких приборах и устройствах, как морозилки, холодильники, стиральные машины, персональные компьютеры, телевизоры и даже электрические игрушки.
По мнению Пуллена, эта директива также далека от совершенства. Взять, к примеру, тостеры. Кто понесет сломанный тостер в центр переработки, когда гораздо проще засунуть его в шкаф или выбросить в мусорный ящик? И что же тогда производителю перерабатывать? Одним из решений проблемы может стать привлечение производителями для сбора и переработки указанных в директиве приборов госсектора. Для торговых гигантов вроде Dixons это будет гораздо выгоднее строительства центров переработки. При этом издержки переработки наверняка будут включены в стоимость товара как "расходы на мероприятия по защите окружающей среды", что позволит производителям уйти от обвинений в неоправданном повышении цен. По оценкам Федерации производителей электроники, директива обойдется британским компаниям в 1 млрд фунтов ($1,4 млрд).
Другим спорным вопросом является обратная сила директивы. "Представьте себе, что вы в течение 20 лет производили стиральные машины и продавали их по всей стране, а тут неожиданно вас заставляют собирать все вышедшие из строя. Это будет совсем недешево", - говорит Пуллен.
Торговые организации и отдельные компании неоднократно выступали и продолжают выступать против обеих директив. Но, хотя им и удалось добиться отмены некоторых наиболее неудобных требований, главное из них остается в силе: за переработку должны платить производители.
Действительно ли практические проблемы, которые возникнут у производителей, так уж значительны, станет ясно только после появления конкретных схем переработки. Одно ясно уже сейчас: производителям других товаров стоит поинтересоваться, как работают эти схемы. Ведь они вполне могут оказаться следующими. (FT, 19. 03. 2001)