"Идиот" для дембельского альбома


В департаменте по кинематографии состоялся публичный просмотр фильма "Даун Хаус" - экранизации романа Ф. М. Достоевского "Идиот", придуманной и осуществленной режиссером Романом Качановым ("ДМБ") и Иваном Охлобыстиным, написавшим сценарий. Фильм демонстрировали в жуткого качества видеопроекции, выдавая за "рабочий материал". Качанов объяснял это тем, что "работа идет уже давно, хотелось показать профессионалам хотя бы незавершенный вариант и услышать их мнение". Кажется, впрочем, авторов фильма волновало не столько "мнение профессионалов", сколько возможность создать информационный повод для того, чтобы название "Даун Хаус" в очередной раз мелькнуло на страницах прессы. И, естественно, просмотр был обставлен как "акция". На подходе к зданию вялые молодые люди под прицелом фотокамер держали плакат "Руки прочь от Достоевского", в фойе плейбоевские "зайчики" предлагая всем желающим сфотографироваться вместе на память, за просмотром последовал показ мод. Моды - потому что действие "Даун Хауса" происходит в 2005 г., и, как полагают авторы, костюмы Екатерины Дыминской могут дать толчок к появлению нового брэнда (авторы, кстати, также уверены, что фильм у них получился "откровенно комедийным, во многом эпатажным, а потому по-эстетски спорным" - здесь и далее цитируется по пресс-релизу), "зайчики" - благодаря отцу-основателю русского издания Playboy Артемию Троицкому, сыгравшему Тоцкого, соблазнившего, как известно, Настасью Филипповну (в этой роли снялась жена режиссера - выпускница школы-студии МХАТа Анна Букловская). Другое крупное СМИ-образование - издательский дом "Ъ" - в акции-презентации "Даун Хауса" никак не участвовал, возможно, потому что шеф-редактору "Коммерсанта" Андрею Васильеву досталась куда более скромная, чем у г-на Троицкого, роль: охранника в доме Настасьи Филипповны. Однако в творческом дуэте Васильев - Охлобыстин это явное движение вперед. В прошлый раз в шедшей на Новой сцене МХАТа пьесе "Злодейка, или Крик дельфина" играющий рэкетира Васильев появлялся всего на мгновение, причем с собственным мобильным телефоном - в надежде, что именно в этот момент позвонят из редакции и роль "по случайности" обретет слова. В "Даун Хаусе" у Васильева целый монолог, который он произносит медленно, старательно и не отводя жалостливого взгляда от камеры (оператор - Михаил Мукасей). "Актерский состав фильма замешен на известных профессиональных актерах и не менее известных представителях столичного бомонда", - сообщают авторы проекта. А. В. Васильевым, А. К. Троицким, а также председателем Гильдии киноведов и кинокритиков Мироном Черненко (он играет старшего из рода Мышкиных, через секунду после появления на экране задавленного молоковозом) "бомонд" исчерпывается; среди "известных профессиональных" имеются две польские звезды: Барбара Брыльска (генеральша Епанчина) и Ежи Штур (генерал Иволгин), а также Александр Баширов (Фердыщенко), Юозас Будрайтис (генерал Епанчин), Федор Бондарчук (Мышкин) и сам Иван Охлобыстин, первым делом оговоривший себе возможность сыграть Рогожина. "Я стал замечать, что, монтируя "ДМБ", все время думаю об "Идиоте". Он просто возник. Мог бы возникнуть Чехов с "Чайкой" - и я тогда снимал бы "Чайку". Но возник "Идиот", - рассказывает Качанов. Полагаю, он заблуждается: во время монтажных работ "ДМБ" мысль о "Чайке" возникнуть вряд ли могла - зато мысль о Достоевском действительно так и напрашивалась. В любом романе Ф. М. присутствует та же примерно доля экстремальности и абсурда, что и в службе в советской армии. А жанр армейских анекдотов "от Охлобыстина" Роман Качанов, похоже, сделал для себя единственным на всю оставшуюся жизнь (и что ему оставалось, если критики провозгласили "ДМБ" едва ли не "фильмом года" - приз ФИПРЕССИ на "Кинотавре", "Золотой овен" за "лучший сценарий"?).

На мой взгляд, и "ДМБ" - зрелище наискучнейшее, но на "Даун Хаусе" заклевали носом даже те, кто армейский опус Качанова - Охлобыстина находил чрезвычайно забавным. Странно было бы говорить, что Охлобыстин "исписался" - по отношению к его творчеству это мало применимый глагол. Но, кажется, он поверил, что любая закорючка, выходящая из-под его "пера", обречена на успех, поэтому можно особо и не стараться. Набор "идиотических" анекдотов смешным не вышел, но и до жанра "несмешной анекдот" фильм не дотягивает - хотя бы уже потому, что задачи такой перед собой не ставит. "Тоскливый Достоевский - не по мне! " - этот, по его собственному выражению, "крик души" Качанов предпослал эпиграфом ко всему проекту. Но "веселый" Качанов, как оказалось, ничуть не лучше тоскливого Федора Михайловича. Глядя же на актерский дуэт Охлобыстина - Бондарчука, трудно поверить, что еще пару лет назад - в "$8 1/2" он (дуэт) был абсолютно блистательным. Между тем именно "Даун Хаус" является, как утверждают его создатели, "последним фильмом" Ивана Ивановича Охлобыстина. В том смысле, что "культовый" актер, драматург и телевизионный проповедник отошел от мирских дел и окончательно отдался богоискательству, почему-то удалившись для этого в Среднюю Азию. С одной стороны, последний фильм столь неординарной личности мог бы быть и получше. Но с другой... А что если Охлобыстин как истинный христианин сам все подстроил: по доброте душевной и чтобы заставить своих почитателей уважить наконец заповедь о несотворении кумира. Помнится, перед премьерой "$8 1/2" он заявил примерно следующее: "Искренне надеюсь, что вам не понравится и моя так называемая творческая биография на этом закончится". Не случилось тогда, случилось теперь. Хотя, коли так, мог бы и после "ДМБ" уйти - и не завлекать "представителей столичного бомонда" в похоронное мероприятие.