Стрелочник Марк Сайкс
ХАЛЛ - Многие из участников ближневосточного конфликта уже отошли в царство теней. Наряду с египетским президентом Насером и израильским премьером Рабином одной из самых значимых фигур в этом списке ушедших является некто сэр Марк Сайкс, человек, который, возможно, больше других виноват в том, что происходит в Палестине.
Архив Сайкса хранится в Университете города Халла, что в трех часах езды от Лондона. Ознакомившись с архивом, понимаешь, что решение ближневосточной проблемы невозможно без учета колониального прошлого Палестины, полного интриг и предательства.
Сайкс был британским правительственным чиновником, который вместе с французским дипломатом Франсуа Пико тайно поделил Ближний Восток (то, что тогда называлось "Левант") на множество королевств, подмандатных территорий и эмиратов. Соглашение Сайкса - Пико, состряпанное в прокуренных салонах Парижа, Лондона и Каира, отражало колониальные амбиции Великобритании и Франции на момент окончания Первой мировой войны. Сирия и Ливан вошли в сферу влияния Франции, англичане оставили за собой Иорданию, Ирак, государства Персидского залива, а также Британский мандат - территорию, на которой расположены нынешние Израиль и Палестинская автономия.
Когда соглашение получило огласку в конце 1917 г., арабы осудили его как нарушающее обязательства Англии и Франции относительно предоставления региону независимости после войны. "Данные арабам обещания похоронены", - писал Томас Эдвард Лоуренс в своих мемуарах. Недовольство арабов вылилось сначала в отдельные выступления, а затем во всеарабское восстание. В результате созданные в регионе прозападные режимы были свергнуты.
С тех времен мало что изменилось, разве что ненависть арабов теперь направлена не на Лондон и Париж, а на Вашингтон. Антиамериканские настроения сейчас сильны как никогда. По мнению арабов, расширение израильских поселений и жесткие меры, принимаемые Израилем в ответ на арабские демонстрации на Западном берегу и в секторе Газа, - все это акции, поддерживаемые Конгрессом США под давлением еврейского лобби в Вашингтоне. Египет и Иордания, единственные арабские государства, заключившие мирный договор с Израилем, с трудом балансируют между курсом на сотрудничество с США и поддержанием единства с другими арабскими странами, жаждущими крови израильтян и американцев.
Команде нового президента США приходится решать сложнейшую задачу - искать пути примирения с арабами, продолжая поддержку Израиля. Как и во времена Сайкса, западных политиков на Ближнем Востоке чаще всего обвиняют в просионистских настроениях, что оказывает негативное воздействие на их престиж и затрудняет создание прозападной коалиции.
Сайкс, политик киплинговского стиля, поддерживал как сионистов, так и арабских националистов. Он считал, что заключенное им соглашение позволит создать эффективный механизм, обеспечивающий мирное сосуществование арабов и евреев. Послевоенная британская политика, по мнению Сайкса, должна была положить конец восьмивековому подчинению арабов Оттоманской империи и принести освобождение и арабам, и евреям.
В молодости Сайкс много путешествовал по Ближнему Востоку. После начала войны он в возрасте 34 лет был прикомандирован в качестве эксперта-арабиста к военному министерству. Чтение его писем и дневников напоминает расшифровку "черного ящика" разбившегося самолета. Поначалу документы полны оптимизма: Сайкс верит в возможность гармоничного арабо-еврейского мира без западного вмешательства и без раздела на сферы влияния.
Гилберт Клейтон, британский представитель в Каире, не разделял оптимизма Сайкса. Говоря в 1917 г. о создании еврейского государства, он выражает сомнение в том, что сосуществование евреев с арабами-мусульманами и христианами будет мирным. "Нельзя за несколько недель перестроить традиции, создававшиеся веками", - пишет Клейтон. Он также предсказал негативную реакцию арабов на проеврейский курс Англии. "Отталкивая от себя арабов, мы рискуем тем, что они создадут мощную коалицию, направленную против нас", - пишет дипломат (на полях его письма кто-то впоследствии приписал: "Это случилось").
Сайкс умер в 1919 г. Как и многие британские дипломаты, он не желал вмешательства Запада в дела региона, однако этот регион был слишком важен с геополитической точки зрения, и это не оставляло чиновникам выбора. Ближний Восток был полем сражения во времена "холодной войны". После распада СССР ситуация изменилась, но застарелый конфликт продолжает бушевать. (WSJ, 28. 02. 2001)