Германия теряет мозги
В Германии, некогда считавшейся страной поэтов и мыслителей, сегодня на одного студента приходится меньше профессоров, чем в любой другой развитой европейской стране. Не говоря уже про Америку. Все больше молодых немцев отправляются искать лучшей доли в заграничных университетах. А найдя ее - остаются на чужбине и после получения высшего образования.
"В немецком университете на тебя никто не обращает внимания, - говорит Катарина Бонцель, студентка Гумбольдтовского университета. - Это огромная бюрократическая организация, где у профессоров просто не хватает времени на студентов". Разочарование в немецкой системе высшего образования заставило Бонцель покинуть родные пенаты и продолжить обучение в Нью-Йоркском университете. Эта история отнюдь не исключение. С каждым днем все больше немецких студентов стремятся получить образование в соседних европейских странах или в Соединенных Штатах. А ведь еще каких-нибудь полтора века назад немецкие университеты служили для американских учебных заведений образцом для подражания. Однако после прихода к власти нацистов большая часть немецких интеллектуалов была вынуждена покинуть страну, а многие из тех, кто не успел этого сделать, были уничтожены гитлеровским режимом. Затем были события 1968 г., в результате которых немецкие университеты стали управляться советами, в состав которых входили профессора и студенты. К этому времени высшее образование в Германии было бесплатным, а поступление не предусматривало вступительных экзаменов. Сложившаяся в итоге система высшего образования исключала какую бы то ни было конкуренцию как между университетами, так и между студентами. Кроме того, места в университетах выделяются централизованно: студенты не могут выбрать себе университет, а университет - студентов. Учиться в аспирантуре немцы предпочитают за пределами родины. Около 14% немцев, обладающих докторской степенью (PhD), работают за океаном. США вообще активно импортируют докторов со всего света: более половины обладателей докторской степени в американских университетах - иностранцы. "Это было состояние организованной безответственности, - говорит Ханс-Юрген Эверс, президент Берлинского технического университета. - Никто ни за что не отвечал. Не с кого было спросить за неправильные, безответственные решения". В стране практически отсутствует практика частного финансирования высшего образования, а государство тратит на эти нужды меньше (из расчета на душу населения), чем другие развитые страны Европы. Бюджеты университетов находятся в зависимости от государственного финансирования. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, в 1998 г. университетское образование имели только 16% немцев, в то время как в Соединенных Штатах университетский диплом, по данным на тот же год, имели 33%, а в Великобритании - 35% граждан. "К сожалению, мы должны признать, что Германия сегодня играет второстепенную роль на международном рынке высшего образования, - заявил недавно президент Германии Йоханнес Рау. - Давно прошли те времена, когда слава Гейдельберга затмевала славу Гарварда". "У нас, конечно, есть приличные учебные заведения, но в Америке они лучше", - говорит Вольфганг Лидтке, молекулярный генетик, работающий в Рокфеллеровском университете в Нью-Йорке. "В Германии практически не представлены ключевые области исследовательской деятельности", - считает Райнер Ломанн, специалист по химическому загрязнению окружающей среды из Массачусетского политехнического института. "Все немецкие профессора получают одинаковую зарплату, а значит, у них нет стимула для совершенствования", - говорит Кристина Охзенбауэр, микробиолог из Алабамского университета. "В Германии редко получают звание профессора до 40 лет, а значит, мало кто из молодых ученых имеет возможность заниматься независимыми исследованиями", - считает Патрик Крамер, биолог из Стэнфорда. (WSJ, 4. 03. 2001)