Будет ли экономически оправданно создание автомобилестроительного холдинга?
Группа "Сибирский алюминий" направила в правительство свои предложения по созданию крупного автомобилестроительного холдинга. Группе нужна господдержка для включения белорусского МАЗа и российского УралАЗа в будущий холдинг, куда войдут, по словам Пугина, еще ГАЗ, ПАЗ, Ярославский, Минский, Заволжский моторные заводы, УАЗ, Арзамасский завод коммунального машиностроения и некоторые другие.
Создание больших холдингов имеет смысл, если компания собирается стать одним из заметных игроков на мировом рынке. Поскольку экспортный потенциал российского машиностроения достаточно мал, такое развитие событий представляется маловероятным. На мой взгляд, в нынешних условиях создание больших структур в автомобильной промышленности нецелесообразно.
Максим Матвеев
Прежде чем заняться сейчас созданием крупного холдинга, надо крепко подумать. Ведь такая структура должна создаваться на основе действующего законодательства. А закон о холдингах находится на стадии согласования еще с 1999 г. Потом, из записки "Сибала" следует, что он еще не определился, какой тип холдинга выберет. Непонятно, то ли группа планирует опереться исключительно на собственные силы, то ли имеет планы на доли государства в ряде предприятий. Я считаю, что холдинг создавать просто необходимо, но при этом следует соблюсти три условия. Первое - не торопиться. Второе - создать имущественный холдинг, где у собственника есть реальные права управления. И, наконец, не ставить слишком глобальных задач - министерства у нас уже были. "Сибал" должен рассчитывать на те силы, которые у него есть. Выбрать одно направление машиностроения и придерживаться его. Это и так колоссальные средства и огромная работа.
Виктор Пашков
Формирование холдинга целесообразно только в том случае, если он будет иметь реальные рычаги управления предприятиями, которые в него входят. На наш взгляд, только в этом случае имеет смысл создавать холдинг. В свою очередь концентрация хозяйственных и финансовых потоков, а также централизация управления и планирования повысят инвестиционную привлекательность группы прежде всего в глазах западных партнеров и улучшат перспективы ее развития.
Александр Агибалов
Консолидация действительно идет в автопроме по всему миру. Смысл в создании автомобилестроительного холдинга в России имеется. Но такое впечатление, что "Сибал" сбрасывает активы без особой стратегии. Встает вопрос, насколько предприятия - потенциальные члены холдинга комплементарны. У меня большие подозрения, что синергетического эффекта - то, что на Западе называется "1 + 1 = 3", - в случае создания холдинга "Сибал" не получит.
Арман Алибеков
В нашей стране уже имеется богатый опыт функционирования старых монополий и создания новых холдингов, занимающих близкие к монопольным позиции, взять хотя бы отрасль энергетики. Такой "антирыночный способ производства" не несет ничего позитивного, а вот минусов имеет предостаточно. В первую очередь, это способствует увеличению инфляции. В нашем случае речь идет о создании достаточно крупного конгломерата, деятельность которого будет выходить за рамки отрасли. Если учесть, что реальные темпы инфляции сейчас и так заметно превышают запланированные, то новый автомобилестроительный холдинг в этом смысле еще более усугубит ситуацию. Если же рассматривать данный вопрос с точки зрения спасения близких к банкротству предприятий, то здесь объединение тем более бесполезно. Укрупнение структуры, как правило, сопровождается размыванием управляемости и в конечном итоге ее потерей.