Первые еврооблигации Египта


КАИР - Падение темпов роста мировой экономики, неустойчивое положение национальной валюты, прогнозируемое замедление роста национального ВВП. Разве в таких условиях может развивающаяся страна выпускать свои первые еврооблигации? Вполне, считают в правительстве Египта, рисуя благоприятные перспективы как для нового инструмента, так и для египетской экономики. Вот только инвесторы слышат подобные утверждения уже не в первый раз.

Разве можно найти лучшее время для выпуска суверенных долговых обязательств, говорят представители египетского правительства, чем в период падения и смятения на фондовых рынках? Экономика страны стабильно развивается, и хотя темпы роста ВВП оказались несколько ниже, чем планировалось, будущее выглядит вполне светлым. Выпустив еврооблигации, Египет впервые получит кредитный рейтинг по своим суверенным долговым обязательствам и уведомит инвесторов всего мира о том, что на рынке капитала появился новый качественный инструмент. По словам Махмуда Мохилдина, главного советника министра экономики, еврооблигации, номинированные в долларах, будут эмитированы в течение ближайших нескольких месяцев, если ситуация на рынках капитала будет стабильной. Как ожидается, объем эмиссии составит около $500 млн и может быть увеличен при благоприятных рыночных условиях. Куда направить деньги от эмиссии, правительство еще не решило.

Многие аналитики согласны с тем, что экономика Египта находится в хорошем состоянии после нескольких лет нестабильности. Однако вопрос о том, удачно ли выбрано время для выпуска еврооблигаций, остается открытым. С 1997 г. египетская экономика пережила три тяжелых удара. В Луксоре террористы расстреляли автобус с иностранцами, подорвав туристический бизнес. Резко вырос импорт за счет притока дешевых товаров из пораженных кризисом азиатских стран. Падение цен на нефть привело к снижению доходов от ее экспорта. В результате резко вырос дефицит текущего платежного баланса, породив высокий спрос на доллары. Центральный банк с опозданием отреагировал на эту ситуацию, купив в конце 2000 г. египетских фунтов на $6 млрд. Делать это он стал в то время, когда правительство заимствовало у местных банков средства для финансирования масштабных инфраструктурных проектов. В результате валютные резервы резко сократились, и в январе власти были вынуждены изменить валютный режим: фиксация национальной валюты на уровне 3,4 фунта за $1 была отменена и фунт был привязан к доллару на уровне 3,85 фунта за $1 с возможностью колебаний в пределах 1%. Кризис ликвидности совпал с замедлением роста мировой экономики, что заставило правительство отложить продажу акций компании Telecom Egypt, что еще больше подорвало доверие иностранных инвесторов к Каиру. Правительство заявляло, что решит проблему низкого объема иностранных инвестиций и экспорта, снизив тарифы и отменив другие барьеры. Однако и эти обещания инвесторы слышат не в первый раз.

И все же есть основания считать, что египетские еврооблигации будут хорошо приняты на рынке. У страны относительно небольшой, по сравнению с другими развивающимися странами, внешний долг, его обслуживание обходится в 13% ВВП. Бюджетный дефицит, 10 лет назад превышавший 10% ВВП, составляет 3,6%. Доходы от туризма, на долю которых приходится около 10% ВВП, по прогнозам, будут быстро расти. Реформируется, пусть и медленно, банковский сектор. (WSJ, 28. 02. 2001)