Заря эпохи дирижаблей
ФРИДРИХСХАФЕН - Именно здесь, на берегу озера Констанц, в 1900 г. граф Фердинанд Адольф Хайнрих Август фон Цеппелин провел первый испытательный полет дирижабля жесткой конструкции, получившего позже название "цеппелин". 100 лет спустя в Фридрихсхафене, центре дирижаблестроения 1920 - 1930-х гг., готовятся к производству дирижаблей нового поколения.
Zeppelin NT сделан из углеродного волокна и полимерного материала под названием кевлар. Снаружи дирижабль покрыт особым материалом, из которого делают костюмы для космонавтов. Корпус нового цеппелина заполнен невоспламеняющимся инертным гелием. Создатели нового дирижабля не строят амбициозных планов и предлагают использовать его для съемки телерепортажей, полицейского воздушного патрулирования и даже для обнаружения сухопутных мин. Сейчас в огромных ангарах компании Zeppelin Luftschifftechnik идет сборка еще двух дирижаблей. Все они снабжены самой современной навигационной аппаратурой, подобной той, которая используется на реактивных лайнерах Airbus. Гондола рассчитана на 12 пассажиров и двух пилотов.
Цеппелины отличаются от обычных дирижаблей тем, что внутри их корпуса проходит жесткий "хребет", придающий им повышенную маневренность. Винтовые двигатели, установленные на Zeppelin NT, позволяют махине весом в одну тонну развивать крейсерскую скорость около 90 км/ч, а также зависать и приземляться подобно вертолету. Максимальная длительность полета NT - 24 часа.
Три двигателя крепятся не к гондоле, как в обычных дирижаблях, а непосредственно к 82-метровому корпусу, что практически устраняет вибрацию гондолы. Благодаря повышенной маневренности требуется всего три человека, чтобы зафиксировать Zeppelin NT тросами. Удерживать "Гинденбург" должны были не менее 120 человек, а современный "мягкий" дирижабль надежно фиксируется 20 рабочими.
В 20 - 30-е гг. десятки исполинов бороздили небо. Многоэтажные воздушные корабли отправлялись из Фридрихсхафена в Нью-Йорк и Рио-де-Жанейро. Построенный в 1928 г. знаменитый дирижабль "Граф Цеппелин" совершил кругосветное путешествие и даже демонстрировался в Москве. Упоению от полетов пришел конец в мае 1937 г., когда над городом Лейкхерст, штат Нью-Джерси, цеппелин "Гинденбург" потерпел катастрофу, в которой погибло 36 человек. Однако в небольшом городке с населением всего 56 500 от мечты так легко не отказываются. В Фридрихсхафене сейчас снова строят дирижабли. "Возрождение цеппелинов приобрело огромное значение для нашего города и для расположенных здесь компаний", - рассказывает 69-летний Макс Маглер. Вот уже 10 лет, как Маглер оставил службу в муниципальной компании и возглавил проект по строительству дирижаблей Zeppelin NT (последние буквы означают - "новые технологии"). В 1908 г., когда потерпел аварию четвертый дирижабль фон Цеппелина, немцы пришли на помощь своему герою. Говорят, что даже дети извлекали из копилок свои сбережения, чтобы отправить их графу. В пересчете по современному курсу общая сумма народных пожертвований фон Цеппелину составила более $20 млн. Растроганный таким участием, фон Цеппелин основал фонд развития воздухоплавания, который в свою очередь финансировал создание целой сети предприятий по строительству авиационных двигателей, трансмиссий и листового алюминия для строительства самолетов.
В 1917 г., когда граф умер, фонду уже принадлежал огромный промышленный комплекс. К моменту катастрофы "Гинденбурга" с площадок Фридрихсхафена поднялось в воздух уже 119 дирижаблей, в том числе и "Лос-Анджелес", построенный для военно-морского флота США в рамках выплаты репарации после Первой мировой войны. Во время Второй мировой авиация союзников сровняла Фридрихсхафен с землей. В 1947 г. французские оккупационные войска передали управление фондом городским властям, а уцелевшие заводы Цеппелина стали выпускать запчасти для боевой техники французов. В 80-е здесь по лицензии производились экскаваторы Caterpillar и двигатели для грузовиков. В начале 80-х по всему миру заговорили о возрождении дирижаблестроения, и тогда жители Фридрихсхафена решили не посрамить традиций. "Фридрихсхафен - город дирижаблей, сказали они", - вспоминает Маглер.
В 1988 г. на средства, предоставленные муниципальными компаниями, началось строительство опытной 11-метровой модели дирижабля. В 1991 г. приступили к строительству настоящего дирижабля, первый полет которого состоялся лишь в сентябре 1997 г. Горожанам производство уникального "штучного" экземпляра обошлось в $30 млн. Цена серийной модели, как ожидается, составит приблизительно $7 млн. Несмотря на то что "мягкие" дирижабли значительно дороже, создатели Zeppelin NT уверены, что их детище ожидает огромное будущее. Генерального директора Zeppelin Luftschifftechnik Бернда Штретера не смущает, что пока в мире используются только 25 дирижаблей, и те в рекламных целях. "Мы рассчитываем продать около 60 машин", - говорит он. (WSJ, 20. 02. 2001)