СТРАТЕГИЯ: Картон как зеркало экономики
БРИСТОЛ, Теннесси - Черный юмор по поводу ситуации в компании уже не удивляет Ли Шиллито, даже если шутки отпускает его бухгалтер. Недавно Шиллито собрал пятерых менеджеров своей компании Triad Packaging, чтобы, как он выразился, остановить кровотечение. Triad, в которой работают 120 человек, обеспечивает местных производителей тем, без чего они не могут доставлять свои товары клиентам, партнерам и потребителям, - коробками из гофрированного картона. Бухгалтер Майк Макферрин вставил слайд в проектор и включил его. На стене появился график, отражающий прибыль компании за последние месяцы. Кривая неумолимо спускалась в правый нижний угол. "Ой, это вверх ногами", - сказал Макферрин. Посмеявшись, менеджеры снова взглянули на стену, а затем на Макферрина. Слайд он так и не перевернул. Кривая на графике отражает ситуацию не только в небольшой компании по производству картонных коробок, но и в производственном секторе экономики США в целом. Многие из клиентов Triad сами являются чьими-то поставщиками: они производят комплектующие для тех, кто выпускает кондиционеры, грузовики и другую промышленную продукцию. Между тем производство в промышленном секторе сокращается. Индекс Национальной ассоциации менеджеров по закупкам, отражающий динамику производства, упал в январе до самого низкого за последние 19 лет уровня. Понемногу растет безработица: в январе, по данным Министерства труда, в производственном секторе лишились рабочих мест 65 000 человек. В то время как последние годы в центре внимания были работники умственного труда, развивавшие "новую экономику", 18 млн американцев по-прежнему каждый день работают в сфере производства, на долю которого приходится одна шестая национального ВВП. В США насчитывается около 1500 заводов, производящих коробки из гофрированного картона. Эта тара используется повсеместно. Книга, которую вы сегодня читали, и сыр, который вы сегодня ели, скорее всего были привезены в магазин в таких коробках. Купленный вами телевизор или магнитофон вы принесли домой именно в такой коробке. В таких коробках поставляются детали для систем кондиционирования как домашнего, так и промышленного назначения. Так что ситуация в сфере производства картонных коробок вполне отражает ситуацию в экономике. И ситуация эта ненамного лучше, чем в маленькой компании Triad. В IV квартале 2000 г. совокупный объем поставок картонных коробок сократился на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. По прогнозу крупнейшего национального производителя коробок компании Smurfit-Stone Container, спрос будет находиться на низком уровне еще в течение как минимум пяти месяцев. В 1990 - 1999 гг. производство картонных коробок в США выросло на 27%. Экономика росла, коробки были нужны всем. Их производители, особенно крупные компании, вкладывали средства в новое оборудование и заводы, увеличивая объемы выпуска тары. Сейчас экономический рост замедляется, объемы продаж коробок снизились. Склады готовой продукции затоварены. Цены упали. Шиллито тем не менее старается поддерживать репутацию компании и производственную дисциплину. На последнем собрании он поднял вопрос о чистоте в цехе. Поддерживать ее стало сложнее, однако Шиллито считает, что грязные полы мешают работать. "Полы должны быть чистыми", - заявил он. (WSJ, 12. 02. 2001)