Израиль отгородился от бешенства


БЕТ-ДАГАН, Израиль - Правительства многих стран убеждали своих граждан в том, что делают все возможное для предотвращения распространения так называемого коровьего бешенства. Однако сейчас эти страны не могут похвастаться, что принятые меры возымели успех. Мировым лидером в отношении мер безопасности против коровьего бешенства можно считать Израиль.

Вот уже 12 лет, с тех пор как человечество столкнулось с этим опаснейшим заболеванием, Израиль проводит самую жесткую политику в отношении его профилактики. Губчатая энцефалопатия крупного рогатого скота (BSE) впервые была обнаружена у британских коров. В настоящее время установлена взаимосвязь между BSE и ее разновидностью у человека - болезнью Кройцфельда - Якоба, которая явилась причиной смерти уже по меньшей мере 86 человек.

В 1988 г. Израиль стал первым государством, которое ввело запрет на импорт из Британии крупного рогатого скота, а также мясо-костной муки - высокопротеиновой кормовой добавки, содержащей перемолотые останки коровьих туш (именно эти корма, как выяснилось, содержали возбудителя болезни, и их использование привело к заражению поголовья во многих странах мира). Введя запрет на использование этих кормов внутри страны, Великобритания продолжала до 1996 г. их экспорт. Соединенные Штаты, например, вплоть до 1992 г. ввозили через Канаду британскую мясо-костную муку и британских коров.

Запрет, введенный Израилем в 1988 г., был неодобрительно встречен в Великобритании. В июне 1988 г. на стол британского министра сельского хозяйства легла докладная записка с грифом "конфиденциально", извещающая о том, что Израиль стал единственной страной, отказавшейся от импорта указанных продуктов: "К сожалению, они также запретили импорт из других стран - членов [ЕС] на том основании, что крупный рогатый скот может попадать в эти страны отсюда. Это может спровоцировать дискуссии по поводу проблемы в странах Европейского союза".

У израильских фермеров не было нужды вводить в корма мясо-костную муку и по чисто экономическим причинам: источником протеина для местного скота являются кормовые добавки, изготовленные из сои, которые обходятся дешевле. В данном случае экономическая выгода совпала с соображениями безопасности.

Не имея в то время точной информации о масштабах угрозы, правительство, по сути, действовало по принципу "береженого бог бережет". Например, вдобавок к запрету на корма для скота в 1989 г. Израиль выдвинул требование, чтобы импортировавшиеся из Великобритании цыплята были выращены на безопасных кормах. Гарантией безопасности считалось производство их на фабриках, специализирующихся только на куриных кормах. Лишь в 1994 г. британское правительство призналось, что некоторые виды кормов для свиней и домашней птицы действительно могли смешиваться с кормами для крупного рогатого скота на тех фабриках, которые занимались выпуском и того и другого продукта.

В 1996 г., когда Великобритания официально объявила, что инфекция преодолевает видовой барьер и способна передаваться людям, Израиль запретил применение мясо-костной муки, произведенной из останков млекопитающих, на всех фермах: этот вид корма был исключен из рациона даже домашней птицы и рыбы. Для сравнения: США запретили кормить коров мясо-костной мукой только в 1997 г.

На прошлой неделе Израиль объявил о новых беспрецедентных мерах предосторожности. Правительство ввело запрет на импорт европейских говяжьих субпродуктов, включая желатин, консервы и кровь коров, используемую при производстве сосисок и других мясных продуктов. Несмотря на то что до сих пор не получено доказательств, что эти субпродукты могут инфицировать людей, позиция Министерства здравоохранения отличается исключительной жесткостью: надо принять все возможные меры предосторожности. Представитель министерства Герберт Зингер убежден: "Превентивная медицина занимается предупреждением проблем, не дожидаясь, пока они возникнут в действительности". (WSJ, 5. 02. 2001)