Бизнес-образование идет вперед
Financial Times подготовила новый рейтинг 100 ведущих бизнес-школ мира. Составители рейтинга считают, что появление новых технологий и возможности дистанционного обучения быстро меняют ситуацию в области бизнес-образования.
В деловой среде существует что-то вроде поговорки: отказаться от места в бизнес-школе Гарварда может только тот, кому предложили место в Стэнфорде, и наоборот. Однако осенью прошлого года один студент отказался от места в бизнес-школе Стэнфорда ради поступления в Insead, лучшую бизнес-школу Европы, расположенную неподалеку от Парижа. Этот вроде бы не такой уж и значительный случай наглядно иллюстрирует две тенденции, которые сегодня меняют облик рынка бизнес-школ. Во-первых, абитуриенты все больше интересуются международными программами и опытом. Во-вторых, традиционной американской двухлетней модели MBA может составить конкуренцию более интенсивная годичная программа.
Если раньше европейцы стремились попасть в престижные американские школы, то теперь американцы считают престижным учиться в ведущих европейских. К примеру, директор программ MBA в IMD Доминик Тюрпен говорит, что впервые за всю историю существования его бизнес-школы большее количество запросов о ней поступило от американских менеджеров.
В США отмечается любопытная закономерность: чем престижнее бизнес-школа, тем больше студентов, обучающихся в ней, интересуются международным опытом. В январе вот уже второй год подряд более 120 студентов, обучающихся в Гарварде по программе MBA, приезжают в Европу для ознакомления с сектором высоких технологий и рынком венчурного капитала. В декабре прошлого года такую же поездку совершила группа студентов Колумбийского университета.
Бизнес-школы стараются соответствовать новым запросам: Insead, бизнес-школа Чикагского университета и многие другие учебные заведения организуют кампусы за рубежом. Более того, в последнее время появились альтернативы стандартному двухгодичному курсу MBA. Сегодня эту степень можно получить, занимаясь на вечерних отделениях; специальных курсах для менеджеров высшего звена; курсах, спонсируемых определенными компаниями; курсах для молодых менеджеров и даже просто не выходя из дома - по сети Интернет.
Именно развитие технологий, помимо глобализации, оказывает значительное влияние на облик бизнес-образования. При этом расстояние между лидерами рынка и аутсайдерами увеличивается, поскольку первые имеют возможность предлагать своим студентам новейшие разработки.
Неудивительно, что декан программы MBA в Insead Ландис Габель считает, что популярность бизнес-школ, предлагающих годичную программу, будет быстро расти, поскольку с увеличением объема материала, преподаваемого через Интернет, будет уменьшаться количество часов, которые студент должен потратить на посещение курсов. При этом, как считает декан бизнес-школы Чикагского университета Роберт Хамада, появление онлайновых программ не окажет особого влияния на первую тридцатку мировых бизнес-школ.
Ким Кларк, декан бизнес-школы Гарвардского университета, считает, что программы MBA необходимо менять. "Надо идти в ногу со временем, давать новому поколению то, в чем оно нуждается", - говорит он. Гарвард, к примеру, недавно отменил требование минимального опыта работы для поступающих в бизнес-школу.
Остается лишь добавить, что престиж ведущих бизнес-школ не пустой звук. Аналитики отмечают, что спрос на выпускников элитных бизнес-школ остается на чрезвычайно высоком уровне. По данным Financial Times, выпускники бизнес-школы Стэнфордского университета 1997 г. сегодня зарабатывают в среднем $180 533 в год, Гарвардского - $173 338, а Чикагского - $169 753. (FT, 22. 01. 2001)