Кто не работает, тот не ест
ТОКИО - Собравшись с духом, Хайато Мийаути встал перед 18 руководителями и сотрудниками корпорации Global-Dining и попросил прибавки к жалованью. 23-летний повар просил прибавить $2,1 к $12,6, причитавшимся ему за час работы. "Я постоянно стараюсь повышать качество блюд", - сказал он срывающимся голосом.
В этот момент слово взял один из его коллег. Упомянув, что последнюю прибавку Мийаути получил всего несколько месяцев назад, он отметил, что у молодого повара случаются перепады настроения, которые отражаются на качестве его готовки. "Уровень продаж еще не настолько вырос", - вторил ему другой сотрудник компании. В результате было решено провести голосование. Десять участников собрания проголосовали против, семеро - за, а один воздержался. Таким образом, в прибавке Мийаути было отказано. Описываемая сцена нечто совершенно немыслимое для традиционной японской компании, где заработная плата устанавливается в зависимости от выслуги лет, сотрудники обеспечиваются работой до самой пенсии, а вопросы заработка и качества работы отдельного сотрудника не принято обсуждать на собраниях.
Однако для Global-Dining такая практика стала частью повседневности. Японские предприниматели примеряют более жесткую модель капитализма. Ходзо Хасэгава, президент и основатель корпорации, владеющей сетью из 32 ресторанов, убежден, что беспощадная конкуренция среди сотрудников, а также суровая кадровая политика являются залогом создания сильной компании и, в конечном счете, оздоровления японской экономики. У себя в корпорации Хасэгава платит сотрудникам в зависимости от того, как они работают.
В Global-Dining не скупятся на щедрое денежное поощрение усердных работников. Один из молодых менеджеров, которому только исполнилось 27 лет, в 2000 г. заработал около $150 000. Это больше, чем зарабатывает руководитель среднего звена в традиционных японских компаниях. Менее трудолюбивые работники, которые не справляются с поставленными перед ними задачами, автоматически переводятся на более низкую должность. Работа каждого сотрудника, начиная с руководителей и заканчивая официантами и посудомойками, взыскательно оценивается их коллегами, которые высказывают свое мнение прямо ему в лицо на специальных собраниях. Тех, кому не удается "исправиться", увольняют - вещь в Японии неслыханная.
"Нам нужны только такие работники, кто, подобно акуле, вынужденной двигаться, чтобы жить, неустанно стремятся к самосовершенствованию и достижению все более и более высоких целей", - говорит 50-летний Хасэгава, которому после недавнего первичного размещения акций Global-Dining на бирже принадлежит 68% акций корпорации. Методы работы с персоналом, подобные тем, что используются в Global-Dining, составляют предмет жарких дебатов, разгоревшихся в Японии. До сих пор японские корпорации строили свои отношения с сотрудниками на основании социального контракта и принципа пожизненной занятости. Одной из основ японского предпринимательства до сих пор остается система, при которой заработная плата растет в строгом соответствии с увеличивающимся трудовым стажем, а увольнение расценивается как запрещенный прием, который используется только в исключительных случаях.
Тем не менее экономический спад, который вот уже 10 лет не удается остановить, заставляет компании идти на эксперименты. Они пытаются применять более жесткие модели менеджмента, зачастую заимствованные у западных предпринимателей. В связи с этим перед японскими корпорациями встали трудные вопросы: как далеко можно заходить в поощрении лидеров и наказании неудачников? Какие обязательства должна брать на себя компания в отношении своих сотрудников? Приживется ли в Японии традиция постоянных перемен, которая в США стала основой успеха многих крупных компаний? Принятая в Global-Dining система приносит свои плоды. Благодаря ей Ходзо Хасэгава сумел за 27 лет превратить скромное кафе в сеть ресторанов с итальянской, мексиканской и азиатской кухней, в которых работает сейчас 1400 человек. В декабре 1999 г. акции компании начали торговаться на бирже, а в 2000 г. общий объем продаж вырос на 27% и составил $84 млн.
Несмотря на трудности, с которыми сталкивается компания в условиях неустойчивого японского рынка, Хасэгава намерен и впредь придерживаться жесткого стиля руководства. "Обратной дороги нет! " - говорит он. (WSJ, 17. 01. 2001)