Будут ли изменены параметры единого социального налога?
По действующим правилам взимания единого социального налога (ЕСН) максимальная ставка налога (35,6%) платится с первых 100 000 руб. дохода в год. Налогообложение полученного сверх этой суммы дохода идет по регрессивной шкале. Но для того, чтобы система начала действовать, средняя зарплата сотрудников организации должна превышать 4200 руб. в месяц. При этом из расчета средней суммы исключаются 10% сотрудников - те, у кого самая высокая зарплата.
Пересмотр ЕСН вполне вероятен, если будут явные подтверждения неэффективности новой стратегии. Но такие результаты невозможно получить за один год. Наконец, правительство, думаю, понимает, что главное слово в налоговых вопросах - стабильность. Вредно даже уменьшение ЕСН. Оно сразу же вызовет подозрения, что это - хитроумная мышеловка. Дальнейшее снижение налогового бремени будет теперь зависеть от потребностей бюджета, а не пожеланий налогоплательщиков. Правительством и Минфином взят курс на ревизию всех расходов федерального и региональных бюджетов. Именно снижение расходов определит налоговую политику.
Галина Курляндская
Налоговая система приобрела нынешний вид только весной прошлого года. Требуется определенное время, чтобы экономика и население привыкли к ней и вывели хотя бы часть доходов из "тени". Пока что хозяйственные субъекты и отдельные граждане не видят реальных плодов этой реформы, а правительство не имеет возможности оценить последствия налоговых нововведений. Нельзя исключать того, что итоги сбора доходов могут оказаться хуже, чем прогнозировалось. Если же сейчас еще снизить, например, ставки ЕСН, риск снижения доходов бюджета вырастет. Понятно, что в нынешней ситуации правительство пойти на это не может. Цены на нефть вряд ли обеспечат допдоходы, увеличение пенсий потребует новых средств, а выплаты Парижскому клубу будут постоянной зубной болью. Насколько я понимаю логику правительства, дальнейшая реформа налоговой системы должна происходить в направлении унификации и сокращения количества налогов. В частности, могут быть отменены налог с продаж, налог на покупку валюты и оставшиеся оборотные налоги.
Дмитрий Дружинин
Массовая рекламная кампания по выводу доходов из "тени" уже один раз проводилась. Связана она была с единой 13% -ной шкалой подоходного налога. Но сокрытие-то доходов больше зависит от размера взносов во внебюджетные фонды, а не от этого налога! Получилась некоторая дезинформация. Вдобавок, по мнению моих коллег, Минфин мало что терял - в среднем по России подоходный налог платился как раз на уровне 13%. От введения ЕСН мало кто выигрывает. По нашим предварительным оценкам, выгодно это банкам, инвестиционным компаниям и небольшому количеству предприятий, где платят большие зарплаты. Государство, с одной стороны, заинтересовано в выведении доходов из "тени", а с другой - ему необходимо заполнять бюджет. Поэтому я очень скептически отношусь к возможности дальнейшего снижения ЕСН.
Татьяна Румянцева
Опыт показывает, что установление новых налоговых льгот, устранение положений, имеющих репрессивный или дискриминационный характер, непременно сопровождается в России принятием норм, привносящих новые, "нервные" элементы в работу налогоплательщиков. ЕСН - прекрасная тому иллюстрация. На мой взгляд, все категории плательщиков этого налога с 1 января 2001 г. стали участниками очередного грандиозного эксперимента. И, пока выступающие в роли "людей науки" государственные финансисты не получат реальные, а не предполагаемые результаты указанного эксперимента, говорить о каких-либо изменениях установленного порядка исчисления ЕСН преждевременно.
Дмитрий Кузьмин
В развитых странах чем ты богаче, тем больше отдаешь в бюджет. Но нынешние аномальные ставки ЕСН и подоходного налога отвечают текущей ситуации. Предприятиям не нравится то, что льготная ставка ЕСН их вряд ли коснется. Для Москвы средняя зарплата в 4200 руб., может, и не новость. А вот всей России, особенно окраинам, соблюсти это условие будет непросто. Но у правительства была другая цель: "выбелить" крупные доходы. Предприятия, где зарплата небольшая, обычно честно платят все налоги и от реформы ничего особо не теряют и не приобретают. Думаю, существующая система будет оставлена до тех пор, пока не изменится кардинально ситуация в стране и не удастся ввести жесткий контроль за доходами. Но года три, до конца президентского срока Путина, она точно продержится. Норму о 10%, не включаемых в расчет средней зарплаты, тоже вряд ли изменят. Во-первых, это помогает вычислять средние доходы рядовых сотрудников. Во-вторых, не будь этой нормы, велико бы было искушение выплатить всю зарплату на руководство, получить льготное налогообложение, а потом раздать работникам деньги в конвертах.
Надежда Орлова
По действующим правилам взимания единого социального налога (ЕСН) максимальная ставка налога (35,6%) платится с первых 100 000 руб. дохода в год. Налогообложение полученного сверх этой суммы дохода идет по регрессивной шкале. Но для того, чтобы система начала действовать, средняя зарплата сотрудников организации должна превышать 4200 руб. в месяц. При этом из расчета средней суммы исключаются 10% сотрудников - те, у кого самая высокая зарплата.
Пересмотр ЕСН вполне вероятен, если будут явные подтверждения неэффективности новой стратегии. Но такие результаты невозможно получить за один год. Наконец, правительство, думаю, понимает, что главное слово в налоговых вопросах - стабильность. Вредно даже уменьшение ЕСН. Оно сразу же вызовет подозрения, что это - хитроумная мышеловка. Дальнейшее снижение налогового бремени будет теперь зависеть от потребностей бюджета, а не пожеланий налогоплательщиков. Правительством и Минфином взят курс на ревизию всех расходов федерального и региональных бюджетов. Именно снижение расходов определит налоговую политику.
Галина Курляндская
Налоговая система приобрела нынешний вид только весной прошлого года. Требуется определенное время, чтобы экономика и население привыкли к ней и вывели хотя бы часть доходов из "тени". Пока что хозяйственные субъекты и отдельные граждане не видят реальных плодов этой реформы, а правительство не имеет возможности оценить последствия налоговых нововведений. Нельзя исключать того, что итоги сбора доходов могут оказаться хуже, чем прогнозировалось. Если же сейчас еще снизить, например, ставки ЕСН, риск снижения доходов бюджета вырастет. Понятно, что в нынешней ситуации правительство пойти на это не может. Цены на нефть вряд ли обеспечат допдоходы, увеличение пенсий потребует новых средств, а выплаты Парижскому клубу будут постоянной зубной болью. Насколько я понимаю логику правительства, дальнейшая реформа налоговой системы должна происходить в направлении унификации и сокращения количества налогов. В частности, могут быть отменены налог с продаж, налог на покупку валюты и оставшиеся оборотные налоги.
Дмитрий Дружинин
Массовая рекламная кампания по выводу доходов из "тени" уже один раз проводилась. Связана она была с единой 13% -ной шкалой подоходного налога. Но сокрытие-то доходов больше зависит от размера взносов во внебюджетные фонды, а не от этого налога! Получилась некоторая дезинформация. Вдобавок, по мнению моих коллег, Минфин мало что терял - в среднем по России подоходный налог платился как раз на уровне 13%. От введения ЕСН мало кто выигрывает. По нашим предварительным оценкам, выгодно это банкам, инвестиционным компаниям и небольшому количеству предприятий, где платят большие зарплаты. Государство, с одной стороны, заинтересовано в выведении доходов из "тени", а с другой - ему необходимо заполнять бюджет. Поэтому я очень скептически отношусь к возможности дальнейшего снижения ЕСН.
Татьяна Румянцева
Опыт показывает, что установление новых налоговых льгот, устранение положений, имеющих репрессивный или дискриминационный характер, непременно сопровождается в России принятием норм, привносящих новые, "нервные" элементы в работу налогоплательщиков. ЕСН - прекрасная тому иллюстрация. На мой взгляд, все категории плательщиков этого налога с 1 января 2001 г. стали участниками очередного грандиозного эксперимента. И, пока выступающие в роли "людей науки" государственные финансисты не получат реальные, а не предполагаемые результаты указанного эксперимента, говорить о каких-либо изменениях установленного порядка исчисления ЕСН преждевременно.
Дмитрий Кузьмин
В развитых странах чем ты богаче, тем больше отдаешь в бюджет. Но нынешние аномальные ставки ЕСН и подоходного налога отвечают текущей ситуации. Предприятиям не нравится то, что льготная ставка ЕСН их вряд ли коснется. Для Москвы средняя зарплата в 4200 руб., может, и не новость. А вот всей России, особенно окраинам, соблюсти это условие будет непросто. Но у правительства была другая цель: "выбелить" крупные доходы. Предприятия, где зарплата небольшая, обычно честно платят все налоги и от реформы ничего особо не теряют и не приобретают. Думаю, существующая система будет оставлена до тех пор, пока не изменится кардинально ситуация в стране и не удастся ввести жесткий контроль за доходами. Но года три, до конца президентского срока Путина, она точно продержится. Норму о 10%, не включаемых в расчет средней зарплаты, тоже вряд ли изменят. Во-первых, это помогает вычислять средние доходы рядовых сотрудников. Во-вторых, не будь этой нормы, велико бы было искушение выплатить всю зарплату на руководство, получить льготное налогообложение, а потом раздать работникам деньги в конвертах.