ОПЫТЫ: Богатые в Финляндии плачут
ХЕЛЬСИНКИ - Как-то вечером Яако Рютсола, 27-летний интернет-предприниматель и по совместительству обозреватель местной газеты, совершал автомобильную прогулку на своем BMW. Дорога была совершенно пуста, и ничто не предвещало беды. Творческий работник радовался отсутствию соседей, потому что любил быструю езду. Однако впечатление оказалось обманчивым: дорожный патруль, оснащенный радаром, без труда засек любителя полихачить. Сотрудник местного ГАИ, остановивший незадачливого автомобилиста, предъявил ему счет, в котором значилось, что Рютсола ехал со скоростью 70 км/ч на участке дороги, где предписывается скорость не более 40 км/ч. Сумма, указанная в счете, составляла ни много ни мало $71 400. Любопытно, что поражающая воображение сумма не ошибка и не злостный беспредел гаишников. В Финляндии суммы штрафов складываются из двух факторов: учитывается степень серьезности нарушения и уровень доходов водителя. Такая система существует в Финляндии уже на протяжении нескольких десятилетий. Принцип прост: совершая преступление, богатый нарушитель должен страдать больше, чем бедный, - пропорционально своей зарплате. Прогрессивная шкала финансовых взысканий действует в отношении нарушений самого разного уровня - от мелких краж в магазине до махинаций на рынке ценных бумаг. "Это скандинавская традиция, - говорит Эркки Вуома, руководитель отдела планирования в Министерстве внутренних дел. - У нас прогрессивная налоговая шкала и прогрессивная шкала взысканий. Чем больше вы зарабатываете, тем больше должны платить".
Что касается автодорожных нарушений, то долгие годы штраф исчислялся на основании заявления водителей. Сотрудник дорожного патруля просил нарушителя назвать его месячный доход и исходя из этого назначал штраф. Само собой разумеется, никто не мог заставить водителя честно указать истинные размеры его доходов. "Наврать гаишнику - это был национальный спорт", - смеется сотрудник автоинспекции Ристо Максимайнен. Узнать правду можно было, разве что обратившись в суд. В октябре 1999 г. правительство Финляндии внесло в законодательство ряд существенных изменений, в частности, относительно системы финансовых взысканий. Основным новшеством явилось следующее: инспектор ГАИ может теперь по мобильному телефону позвонить в специальный отдел налоговой службы и в считанные секунды узнать истинный доход проштрафившегося водителя. Никакого специального вмешательства в личную жизнь в данном случае не происходит: в Финляндии информация такого рода в принципе является достоянием гласности.
Кеййо Копра, генеральный директор деревообрабатывающей компании Vierumaen Teollisuus Oy, стал одним из первых граждан страны, опробовавших на себе действие нового закона. Когда Копра возвращался со службы, он был остановлен дорожной полицией за превышение скорости на 22 км/ч. В соответствии с новой системой гаишник назначил ему штраф в сумме $14 500. Взбешенный гендиректор подал в суд и выиграл дело: суд снизил размер штрафа до $9000. Однако затем дорожная полиция предъявила суду еще два штрафа, выписанные Копре в 1999 г., еще до вступления в силу нового законодательства. На основании устных заявлений директора о его зарплате те штрафы составляли по $750 каждый. Суд, возмущенный фактами столь вопиющего злоупотребления, обязал обманщика оплатить оба счета, оценив их на этот раз в $38 000. Незадачливого деревопромышленника чуть не хватил удар. "Это не конституционное государство, это какая-то страна носорогов! - кричал он. - Это просто узаконенный грабеж. Удивляюсь, как это им не разрешили отстрел водителей! Хотя, конечно, тогда ведь они не смогли бы качать с нас денежки! " Копре настолько не хотелось расставаться с кровными тысячами, что он пожелал лучше пойти в тюрьму, чем заплатить. Суд не удовлетворил просьбу экстравагантного директора, и тому пришлось заплатить.
Как можно заметить, от новой системы штрафов в Финляндии плачут в основном богатые. Теему Селанне, известнейший финский хоккеист и член Национальной хоккейной лиги, был оштрафован на $39 000 за то, что врезался в другую машину: в результате этого столкновения несколько человек получили травмы. Сам хоккеист от комментариев уклонился, но, по свидетельству его близкого друга, Селанне пришел в такое негодование, что угрожал покинуть страну. По его мнению, отбирать такие деньги за дорожные нарушения - просто несправедливо. (WSJ, 3. 01. 2001)