Обойдемся без палладия
После того как на прошлой неделе цена на палладий установила новый рекорд - $1085 за унцию, представитель General Motors заявил, что его компания намерена к 2003 г. сократить на 40 - 50% использование палладия в производстве катализаторов.
Специалисты компании рассчитывают снизить использование металлов, применяющихся в катализаторах на одну треть, но при этом на 10% увеличить использование платины.
Дэвид Эндрес, директор отдела товаров компании General Motors Purchasing, работающей с партнерами, которые представляют более 25% мирового рынка автомобилей, считает, что конкуренты GM тоже предпримут аналогичные действия по сокращению использования металлов.
В недалеком будущем специалисты GM рассчитывают сократить использование палладия при производстве катализаторов на 20%: на 10% сократится количество палладия в системе каждого автомобиля, а количество произведенных автомобилей, в свою очередь, тоже планируется сократить на 10%. Впрочем, по мнению Эндреса, дефицит палладия на мировом рынке - явление временное. Уже к середине текущего десятилетия, считает он, на рынке могут возникнуть излишки этого драгоценного металла. По его словам, это может произойти в результате сокращения использования палладия автомобильными компаниями, расширения деятельности южно-африканских предприятий по добыче этого металла, а также за счет вторичной переработки деталей с содержанием палладия, снятых с отслуживших автомобилей.
"Поставки металла должны быть стабильными и надежными, а цены на него - стабильными и предсказуемыми", - говорит Эндрес. Сегодня палладий не отвечает ни тем, ни другим требованиям. С середины 90-х цены на него взлетели со $100 до $1085 за унцию. Кроме того, в начале каждого года на международном рынке возникают перебои с поставками палладия из России. Этот металл - наиболее дорогостоящий компонент в автомобильной системе снижения токсичности отработанных газов. В Калифорнии, где правила контроля за токсичностью выхлопных газов самые строгие в Соединенных Штатах, на одном внедорожнике может использоваться до 2/3 унции палладия ($700). В среднем же на каждый автомобиль приходится около 1/10 унции этого металла. Дэвид Эндрес полагает, что наблюдающееся сейчас несоответствие между спросом и предложением стало результатом неожиданно быстрой реакции американских автомобильных компаний на введение в ряде штатов более жестких норм содержания вредных веществ в выхлопных газах. (FT, 12. 01. 2001)