Рынок "сотовых" перегружен


При этом следует помнить, что Nokia - единственная компания, которой до сих пор удавалось сохранить цветущее финансовое здоровье в условиях жестких ценовых войн на рынке аппаратов мобильной связи. Ericsson и Motorola уже опубликовали предупреждение о снижении своих доходов, поэтому даже легкий намек на возникновение проблем у финской компании сразу привел к падению ее котировок на 18%.

Мобильные телефоны так быстро завоевали популярность, что в развитых странах решение не иметь трубки рассматривается как осознанный культурный выбор. Между тем рынок аппаратов беспроводной связи настолько насыщен, что у их производителей появляется повод для беспокойства.

В Японии и Скандинавских странах мобильных телефонов нет разве что у стариков и младенцев. Бурный рост числа абонентов беспроводной связи в Британии и Италии свидетельствует о том, что обладателем трубки является почти каждый взрослый. В остальных европейских странах сложилась сходная ситуация. Перспективы рыночного роста сохраняются в странах с формирующейся экономикой и США.

Беспроводная связь установила рекорд по темпам завоевания популярности: менее чем за 10 лет было продано в общей сложности более 700 млн трубок. Впрочем, сейчас появляется все больше данных, свидетельствующих о том, что эпоха победного шествия мобильной связи по мировым рынкам приходит к концу.

Только в Европе компании-операторы инвестировали в развитие беспроводной связи третьего поколения более $298 млрд. В связи с этим более полудюжины компаний рассчитывают на финансовые поступления с фондовых рынков, уже вступивших в полосу депрессии.

К примеру, японская NTT DoCoMo и Orange, подразделение мобильной связи France Telecom, в ближайшее время попытаются убедить инвесторов приобрести акции своих компаний на общую сумму около $15 млрд. В такой ситуации потенциальным инвесторам меньше всего понравятся разговоры, что рынок почти достиг точки максимального насыщения.

А основания для пессимизма есть. Наглядным подтверждением этого могут служить показатели объемов продаж крупнейшего в мире производителя аппаратов мобильной связи - финской фирмы Nokia. В любой другой компании такие цифры могли бы стать поводом для ликования, но не в Nokia. В 2000 г. объем ее продаж составил 128 млн трубок, при том что общий объем продаж на мировом рынке достиг 405 млн трубок - на 45% больше по сравнению с 1999 г.

И все же эти внушительные показатели не оправдали прогнозов аналитиков, рассчитывавших, что Nokia сумеет продать 135 млн трубок, а общий объем продаж на мировом рынке составит 420 млн. Специалисты заговорили о снижении объемов продаж в период наиболее интенсивной предрождественской торговли.

"Теперь рынки поймут, что даже "непотопляемые" в конце концов пойдут ко дну и даже Nokia может пострадать в неблагоприятной ситуации, создавшейся на рынке", - говорит Пер Линдберг, аналитик компании Dresdner Kleinwort Wasserstein.

Впрочем, по мнению производителей мобильных телефонов, еще не все потеряно. Сейчас они связывают свои надежды с дальнейшим совершенствованием технологий и дизайна трубок, что, как они считают, приведет к тому, что все больше уже существующих пользователей захотят обменять свои аппараты на более модные и современные. Дизайнеры Nokia работают над тем, чтобы превратить ряд своих моделей в модные аксессуары для молодежи. Однако и этот вариант чреват определенными сложностями. Рынок замещения в значительной степени зависит от изменения макроэкономических условий. В период рецессии торговля модными аксессуарами, как правило, затруднена. Производителям мобильных трубок есть о чем беспокоиться. (FT, 10. 01. 2001)