$4 млрд уже сгорело
БЛАЙТОН - По всей Британии раскидано 15 хранилищ, в которых скопилось 450 000 т коричневатого порошка. Это все, что осталось от нескольких миллионов британских коров, забитых в борьбе с распространением смертельного заболевания - губчатой энцефалопатии.
В Британии болезнь уже поразила более 177 000 голов крупного рогатого скота и, как полагают, стала причиной смерти более 80 человек. Начиная с 1996 г., когда ученые впервые заподозрили, что от животных могут заражаться люди, было забито 4,75 млн коров из группы риска, а их туши были переработаны в корм для скота.
Горы порошка, более известного под названием "мясокостная мука", полагается сжечь, а пепел зарыть, однако мощности британских предприятий по сжиганию отходов явно не хватает, а тем временем каждую неделю на бойни продолжает поступать от 20 000 до 30 000 коров, туши которых полностью перерабатываются в муку. По официальным данным, британским предприятиям, утилизирующим отходы, потребуется не менее трех лет, чтобы переработать скопившиеся горы муки. При этом забой животных будет продолжаться.
Впрочем, британская программа по уничтожению скота, которая уже обошлась налогоплательщикам в $4 млрд, выглядит относительно безобидно по сравнению с тем, что ожидает страны континентальной Европы. Европейские официальные органы уже предупреждают, что не располагают необходимыми мощностями для утилизации огромных объемов мясокостной муки. По их словам, для создания необходимой инфраструктуры потребуется около двух лет. "Мы отчаянно нуждаемся в дополнительных помещениях для складирования и ищем новые варианты переработки продукта", - говорит Кристиан Мильс из Ассоциации производителей мясной продукции в Бонне.
Эпидемия привела к бурному росту до сих пор незаметной отрасли экономики, занимающейся утилизацией отходов животноводства. В Британии работает 21 предприятие по забою скота. Оттуда туши животных отправляются на один из пяти специальных перерабатывающих комбинатов, где производят мясокостную муку, которую затем развозят по хранилищам. Все 15 хранилищ между тем уже почти заполнены, и правительство занято поисками новых.
Проблема с утилизацией муки не стояла бы так остро, окажись в Британии достаточно соответствующих мощностей. Однако, еще в 1996 г. работала всего одна печь, в которой за год сжигалось до 15 000 т муки. Правительству пришлось профинансировать строительство еще двух подобных предприятий. Кроме того, специально построенная электростанция, которая должна была работать на птичьем помете, сейчас переоборудована для работы на мясокостной муке. Пятая печь по сжиганию муки должна вступить в строй уже в апреле нынешнего года.
В Европе к утилизации мясокостной муки подходят еще более рационально. Правительство ЕС, которое намерено тратить по меньшей мере $2,9 млрд в год на сжигание муки, планирует использовать часть злополучного продукта в качестве топлива для цементных заводов и электростанций.
Германские ученые, в свою очередь, пытаются установить, насколько сжигание мясокостной муки безопасно для здоровья занимающихся этим рабочих. (WSJ, 10. 01. 2001)