Потенциал сохраняется


В этом году мы окончательно расстались с иллюзиями об исключительности наших финансовых рынков - они доказали, что всего-навсего берут пример с крупнейших.

А ведь казалось, изменения, произошедшие в России в 2000 г., радикальны. Политические риски снизились, инвесторам теперь не так интересно, но зато понятно и не страшно. Мировая конъюнктура была для нас блестящей, и как экспортер Россия получила выдающийся чистый приток валюты в страну - около $70 млрд. Рост экономики превзошел все ожидания.

Именно в 2001 г. у российского рынка появляется шанс возобновить рост и конкурировать с другими развивающимися рынками. Все варианты развития событий и в мировой, и в российской экономике в 2001 г. создают дополнительные возможности именно для развивающихся рынков. Снижение цен на нефть не означает, что в следующем году перспективы рынка будут плохими: средняя цена на Urals в 1997 г. составляла $18,3 за баррель, и рынки выглядели блестяще.

Американские аналитики предрекают сокращение импорта на 20% в реальном выражении. Для развивающейся Азии это будет означать потерю 2% прироста ВВП. Для нас скудность торговых взаимоотношений со Штатами обернется плюсом: потери от сокращения американского спроса по сравнению с азиатскими странами будут незначительными.

По мнению западных аналитиков, скорое ослабление доллара - вопрос решенный. Привязанные к нему валюты, в том числе и рубль, ослабнут вместе с ним. Что ж, тем рентабельнее будет бизнес российских экспортеров, а экономика получит стимул к оживлению.

Вторую половину года мы наблюдаем, как наш фондовый рынок болеет чужими болезнями. По простоте своей мы считали это эффектом глобализации капитала. Но наши американские коллеги назвали феномен "ложной корреляцией" и четыре месяца предрекали, что зависимость вот-вот исчезнет. Настало время поддержать бедолаг - многолетняя статистика демонстрирует, что развивающиеся рынки прекращают болеть заморской болезнью после того, как рынок-лидер ложится на дно, а инвесторы в поисках прибыли начинают оглядываться вокруг.

Прощание с "авторитетами" S&P и NASDAQ настанет, как только идея ухода в развивающиеся рынки дойдет до управляющих фондами. Судя по докладам IMF, EBRD, UNCTAD и WEF, развивающиеся рынки станут прекрасным объектом для инвестиций на фоне замедления экономики США в 2001 г. Во-первых, вложения в долговые инструменты некоторых из них демонстрируют растущий доход. Правда, в какой-то момент неприятности в Аргентине были приложены инвесторами ко всем развивающимся рынкам. Но ситуация улучшается, а куда первым делом идут деньги из акций? Конечно, в бонды! Экономисты также говорят, что некоторые развивающиеся экономики, например Россия, лучше подготовлены к периоду "замедления роста" из-за особенностей их структуры и низкой доли hi tech в национальном продукте.

Если капиталы начнут перетекать в развивающиеся рынки, у России высоки шансы получить свою долю пирога. Согласно докладу UNCTAD международные инвестиции достигли за последний год $865 млрд, из которых на Россию пришлось около $3 млрд. Это мизер, но в три раза больше, чем в 1999 г.

Другой вопрос - куда пойдут деньги? В секторе высоких технологий в нашей стране торговать почти нечем: компании ВПК, чьи акции можно назвать технологическими, делают все для того, чтобы интерес к ним был предельно низким. Если внимание инвесторов от технологий переключится на до неприличия дешевые акции "старой экономики", удача найдет всех, кто увеличил долю России в своем портфеле.

Автор - главный специалист по стратегическим вопросам ИК "АТОН"