Своя коллекция


Пока государственные структуры неповоротливо то ли поворачивались, то ли нет к современному искусству, все надежды художников, казалось, связаны были лишь с Западом. Московский Центр искусств решил показать, что и российские собиратели обладают достаточным вкусом и средствами, чтобы оценить своих соотечественников. На Неглинной, 14, открылась выставка из собрания Галины Осецимской. Имя этого коллекционера было широко известно в художественных кругах Москвы. Переводчица, друг Игоря Холина и Генриха Сапгира, в середине 80-х она начала собирать современное российское искусство. Не обладая астрономическими суммами и сверхзадачей получить в итоге "лучшую из лучших" коллекций (подобное безумие - непременное условие всякого собирающего "из любви к изящному"), она компенсировала эту ситуацию личным общением с художниками. Практически ни одна из работ не поступила к Осецимской через галерею или посредника. Всякий раз покупке предшествовали долгое общение непосредственно с автором, посещение его мастерской, тщательный выбор картины или графического листа, по возможности наиболее знаковых и узнаваемых.

Представленное сейчас на Неглинной собрание (70 работ - едва ли четвертая часть всей коллекции) сделало бы честь любому музею. Игорь Макаревич и Никита Алексеев, Тимур Новиков и Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский и Дмитрий Врубель... Практически все звезды 70 - 90-х, включая непременного Олега Кулика и самого Илью Кабакова, есть у Осецимской. Несколько месяцев назад Осецимской не стало. Жизнь коллекции не прекратилась с уходом ее создателя. Муж Осецимской Игорь уже в последние два месяца приобрел шесть новых работ и готовит сейчас вместе с известным специалистом по русскому искусству Джоном Боултом экспозицию в Калифорнии.

Выставка из коллекции Осецимской стала первой в новом цикле Центра искусств. Отныне на Неглинной собираются показывать новые русские собрания. Поскольку их немного, то планируется две - от силы три выставки в год. Судя по обилию русских покупателей на антикварных салонах в Москве и западных аукционах, деньги, важнейший компонент собирательства, накоплены уже достаточные. Дело за малым - обнаружить в себе если не страсть, то хотя бы вкус, если не призвание, то хоть понимание происходящего. И тогда фигура Галины Осецимской окажется одной в ряду многих.