Старые новые авторитеты
Список 50 наиболее уважаемых имен в мире бизнеса, опубликованный газетой Financial Times и консалтинговой фирмой Pricewaterhouse-Coopers, возглавили те же персонажи, что и в прошлом году. Это General Electric и Microsoft, а значит, Джек Уэлч и Билл Гейтс. Зато в первой дюжине компаний произошли заметные изменения.
Задача ежегодного рейтинга Financial Times и Pricewaterhouse-Coopers - попытаться выяснить, на кого из своих коллег ориентируются менеджеры ведущих корпораций мира. Список составлялся по результатам опроса менеджеров из более чем 70 стран мира. Всего в голосовании приняло участие 720 гендиректоров не только в частных, но и государственных структурах. Опрос проводился с июня по октябрь этого года. Генеральные директора должны были назвать три, по их мнению, самые уважаемые в мире компании и указать, на каком основании совершался выбор.
Менеджеры ценят в коллегах-конкурентах самые разные качества. В General Electric вызывают восхищение методы руководства. Microsof и Sony (2-е и 3-е места) заслужили уважение благодаря своему видению будущего. Четвертая - Coca-Cola - славится разнообразием брэндов, а также щепетильным отношением к своим этическим и социальным обязательствам. Пятая - IBM - снискала уважение благодаря способности совершенствоваться и проводить удачные маркетинговые акции. А Toyota, занимающая 6-е место, по мнению менеджеров, лучше других умеет учитывать интересы потребителей.
Джек Уэлч - культовая фигура в мировом бизнесе, а в этом году он привлек к себе дополнительное внимание тем, что сперва решил уйти на пенсию, а потом "задержался", чтобы купить Honeywell за $43 млрд. Крупнейшее из тысячи с лишним приобретений, которые ему приходилось совершать за свою практику, может осложнить жизнь патриарху GE. Достаточно сказать, что в результате покупки количество рабочей силы, занятой на предприятиях GE, может увеличиться втрое, достигнув 465 000 человек.
Любопытно, что 100 фондовых менеджеров не пожелали проголосовать за "электрика" и отдали предпочтение "программисту" Биллу Гейтсу. Авторитет основателя Microsoft среди респондентов непоколебим, несмотря на угрозу дробления корпорации.
Sony, завоевавшая "бронзу", уверенно продолжает восхождение: в прошлом году ей досталось только 6-е место. Голосовавшие за компанию отмечали в числе достоинств Sony международно признанный брэнд, широкомасштабность операций и неизменную готовность к нововведениям.
Двенадцать лучших компаний прошлого года не удержались в списке: выбыли, в частности, Volkswagen, BMW, British Airways, News Corporation, Lucent Technologies, Vivendi. Из новичков этого года аналитики обращают внимание прежде всего на Cisco Systems, Nike, Vodafone, Virgin и Airbus Industrie. (FT, 15. 12. 2000)