ВСЕМИРНЫЙ ИНВЕСТОР: Большие надежды
Иностранные инвесторы и китайские компании замерли в стартовой позиции, готовясь к открытию внутреннего рынка страны после вступления Китая в ВТО. И те и другие строят планы, планируя как партнерство, так и жесткую борьбу с конкурентами. Вступление Китая в ВТО в 2001 г. после 14 лет мучительных переговоров, откроет иностранным компаниям и инвесторам доступ в самые закрытые сферы китайской экономики - телекоммуникационную, производственную, сельскохозяйственную, банковскую, на рынки страхования розничной торговли и торговли ценными бумагами.
Предстоящие изменения уже преобразили китайское деловое сообщество. Сегодня трудно найти государственную или частную компанию, не имеющую своей стратегии на время после вступления страны в ВТО. Подобные планы зачастую предусматривают поиск иностранных партнеров.
Китайские аналитики прогнозируют резкий приток иностранных инвестиций, который уже отмечается экономистами. С января по сентябрь 2000 г. инвестиции по контрактным обязательствам выросли на 27,9% в годовом исчислении до $37,9 млрд, хотя реальный приток средств за тот же период уменьшился на 8,7% до $26,1 млрд.
Как ни удивительно, первая волна иностранных инвестиций пошла в государственный сектор. Наиболее ярким примером является решение PetroChina, крупнейшей нефтяной компании Китая, привлечь $620 млн инвестиций от BP Amoco накануне первичного размещения акций в Нью-Йорке и Гонконге в апреле этого года. По мнению аналитиков, участие BP Amoco помогло PetroChina провести размещение, в определенной степени развеяв опасения инвесторов относительно неэффективности деятельности компании и плохого корпоративного управления. Exxon Mobil, вложившая около $1 млрд в состоявшееся в октябре первичное размещение акций Sinopec, второй по величине нефтяной компании страны, ведет переговоры об открытии в Китае 500 автозаправочных станций. Обещание Royal Dutch/Shell купить акции нефтегазовой компании CNOOC на сумму около $2 млрд при их размещении в начале 2001 г. ускорило получение разрешения на создание совместного предприятия по строительству в Южном Китае нефтеперерабатывающего комплекса стоимостью $4 млрд. Royal Dutch/Shell будет иметь в этом предприятии контрольный пакет акций.
На энергетический сектор Китая настроились и российские компании. "ЮКОС", в конце 1999 г. подписавший соглашение с Sinopec о поставке по железной дороге в 2000 г. 1 млн т нефти, недавно договорился об увеличении поставок: в 2001 - 2002 гг. российская компания экспортирует в Китай 3 млн т. Впрочем, эти соглашения являются лишь прологом стратегического проекта "ЮКОСа" по строительству нефтепровода в Китай.
Телекоммуникационный сектор, до недавнего времени закрытый для иностранцев, также очень интересует инвесторов. Через три года после вступления Китая в ВТО иностранные компании смогут довести свой пакет акций в китайских компаниях до 49%. Британская Vodafone AirTouch вложила $2,5 млрд в China Mobile, получив 2% акций и возможность увеличить свой пакет в будущем. Гонконгская Hutchison вложила $400 млн в China Unicom, вторую по величине государственную телефонную компанию. Вчера AT&T стала первой иностранной компанией, которая начнет предоставлять в Китае телекоммуникационные услуги, - пока, правда, лишь в Шанхае. AT&T договорилась о создании совместного предприятия с Shanghai Telecom (дочерней компанией бывшего монополиста China Telecom) по предоставлению услуг по скоростной передаче данных.
Ситуация в финансовом секторе Китая гораздо тяжелее, чем в других секторах, что заставляет финансовые институты искать иностранных партнеров с большим упорством. Банки, страховые и брокерские компании не имеют достаточного опыта, работают неэффективно, отягощены проблемными долгами и неликвидными активами. По словам Чжу Ли, президента крупнейшей брокерской компании Galaxy Securities, его компания попытается продать иностранному инвестору 33% акций сразу после вступления Китая в ВТО. Как считает Виктор Чу, глава гонконгской инвестиционной компании First Eastern Investments, вложившей в экономику Китая $400 млн с начала 1990-х гг., сегодня необходимо проявлять особую осторожность. Китайское законодательство и судебная система далеко не совершенны и останутся таковыми, как минимум, в течение нескольких лет после присоединения страны к ВТО. (FT)