Авиастроители подсчитали продажи


СИЭТЛ - Американский авиакосмический гигант Boeing в этом году заключил контракты на поставку по крайней мере 113 самолетов серии 777. Общий объем контрактов оценивается в более чем $18 млрд, что значит: Boeing оставил далеко позади своего главного конкурента Airbus Industrie (последний получил заказы на поставку всего лишь 33 самолетов сопоставимых моделей A340 и A330).

Председатель правления Boeing Фил Кондит считает рост заказов на модели 777 доказательством успешности стратегии компании. Boeing делает ставку на лайнеры верхнего сегмента класса самолетов среднего размера. Специалисты американской компании считают, что именно такие лайнеры будут пользоваться наибольшим спросом у авиакомпаний из-за легкости дозаправки и возможности обеспечивать перевозки между городами с небольшими аэропортами. "Я с каждым днем убеждаюсь все больше, что мы сделали правильную ставку", - говорит Кондит.

Представители Airbus признают, что именно серия 777 помогла Boeing вырваться вперед по количеству заказов. "Самолеты этой серии являются единственными полностью обновленными моделями Boeing за последнее время, так что их популярность неудивительна", - заявил вице-президент Airbus по продажам Джон Лихи. По его мнению, продажи этих самолетов долгое время будут составлять не менее половины от всех продаж в данном сегменте рынка.

Европейцы придерживаются немного другой стратегии. Airbus готов выложить не менее $12 млрд на разработку самолетов новой серии A3XX только потому, что рассчитывает на резкий рост пассажиропотоков между крупнейшими аэропортами, например на маршруте Токио - Нью-Йорк. Чтобы ответить на рост спроса на этих маршрутах, авиакомпаниям понадобятся все большие по размерам лайнеры. Вместимость самолетов серии A3XX составит от 555 до 650 человек. А Boeing намерен увеличить размеры только одной своей серии - 747-400 (новые версии 747X разместят от 440 до 520 пассажиров).

Окончательное количество заказанных в 2000 г. самолетов серии 777 станет известно в течение ближайших недель, когда официальные лица компании раскроют детали двух новых контрактов на поставку этих самолетов. На текущей неделе свой заказ на восемь машин представит японская Japan Airlines, а ближе к концу года компания International Lease Finance, занимающаяся лизингом, должна заказать еще 33 самолета Boeing.

Интересно, что маркетинговая политика Airbus была в уходящем году более агрессивной. Европейскому авиаконцерну удалось произвести самую настоящую революцию в другом сегменте рынка пассажирских самолетов: Airbus заполучил много контрактов на поставку лайнеров A3XX, производство которого начинается в следующем году.

И все же рост количества контрактов на поставку самолетов Boeing 777 воспринимается многими аналитиками как событие, по крайней мере равное по значимости успехам Airbus по продажам новинок A3XX. Пользующиеся наибольшей популярностью модели из серии Boeing 777 стоят от $170 млн при вместимости до 365 пассажиров. Самолеты этих моделей вплотную приблизились к сегодняшнему "королю" рынка пассажирских авиалайнеров - 416-местному Boeing 747-400.

Успешности серии Boeing 777 сопутствует отказ некоторых клиентов американской компании от других моделей. Представители Boeing подтверждают, что за последние несколько лет было снято около 40 заказов на модели 747-400, причем большинство отказавшихся заказали взамен самолеты серии 777. Однако, по мнению некоторых официальных лиц Boeing, это происходит частично из-за изменений в самолетных парках авиаперевозчиков, а частично из-за того, что авиакомпании действительно избегают узловых аэропортов, предпочитая прямые маршруты, на которых используются самолеты типа Boeing 777 и Airbus A340. (WSJ, 27. 11. 2000)