СТРАТЕГИЯ: Выгоды промышленного спада


Старые котлы, сочащиеся трубы водоснабжения и полуразрушенные дымовые трубы алма-атинского Северо-восточного теплового комплекса (СВТК) - это символы промышленного спада. Но, как ни парадоксально, та же самая разруха может явиться источником огромных доходов.

Заводы, фабрики и ТЭЦ в республиках бывшего СССР произвели на свет ценный продукт, но появился он не в результате их деятельности, а в результате их бездействия. Это бездействие привело к существенному сокращению выбросов в атмосферу так называемых парниковых газов, которые, как считают специалисты, приводят к потеплению климата на планете. Более 150 стран мира участвуют в переговорах, проходящих в рамках Международной конференции по изменениям климата, и одним из обсуждаемых на этих переговорах вопросов является механизм торговли разрешениями на дополнительные выбросы вредных газов в атмосферу.

Основы этой торговли заложены Протоколом Киото, подписанным в 1997 г. 39 странами мира, которым были установлены квоты на промышленные выбросы парниковых газов относительно уровня 1990 г. Согласно протоколу подписавшие его страны к 2008 - 2012 гг. должны привести объемы своих выбросов в соответствие с квотами, что частично может быть достигнуто за счет приобретения квот у государств, в которых выбросы меньше установленного протоколом порогового уровня. Казахстан не входит в число стран, подписавших протокол в 1997 г., однако теперь он хочет подписать его и получить возможность продавать квоты.

Принятие в качестве точки отсчета 1990 г. выгодно республикам бывшего СССР, поскольку в 1990 г. промышленный спад еще не начался. Производительность упомянутого выше комплекса, к примеру, сегодня составляет всего 40% от производительности 1990 г. В результате выбросы углекислого газа (одного из пяти парниковых газов), производимые СВТК, сократились на 59% до 38 870 т в год. Одно это сокращение дает Казахстану возможность продать квоты на 55 540 т выбросов в год.

Проверка механизма торговли квотами уже началась, и, судя по установившимся сегодня ценам, Казахстан мог бы получать более $800 млн в год от продажи своих квот, а Россия - $3 млрд. Хотя торговля разрешениями на дополнительные выбросы вредных газов в атмосферу находится пока в зачаточном состоянии, пример того, как она может развиться в будущем, существует: в конце 1988 г. тогдашний президент США Джордж Буш предложил похожую концепцию как относительно простой способ добиться снижения выбросов серосодержащих газов с электростанций, работающих на угле. После того как в 1990 г. Конгресс США включил эту концепцию в серию поправок к Закону о чистом воздухе 1970 г., объемы выбросов газов с содержанием серы значительно сократились. Сегодня торговля квотами на выброс газов с содержанием серы активно ведется в сети Интернет.

Карлтон Бартельс, генеральный директор нью-йоркской интернет-компании C02e.com, считает, что ограниченная торговля квотами будет непродуктивной. "Если торговля будет ограничена, то у бывших республик СССР появится желание как можно быстрее продать все свои "свободные" квоты. Фактическое снижение выбросов будет осуществляться только после того, как все квоты будут проданы, а это неправильно", - говорит он. C02e.com проводит на своем сайте аукционы по продаже квот и на сегодняшний день совершила более 60 сделок, продав квоты на выбросы около 160 млн т парниковых газов. Стоимость 1 т выбросов на 2008 - 2012 гг. сегодня составляет, по словам Бартельса, $5 - 8.

Однако эксперты считают, что после ратификации Протокола Киото цены вырастут по меньшей мере до $20 за тонну. В этом случае Россия сможет получать от продажи квот более $12 млрд в год, а Казахстан - более $3 млрд в год. Для того чтобы протокол вступил в действие, его должны ратифицировать страны, совокупный объем выбросов которых составляет по крайней мере 55% от общемирового показателя.

Между тем похоже, что до вступления протокола в действие еще далеко. Пока его ратифицировали только 22 страны, объем выбросов которых составляет менее 5%. Участникам закончившегося на прошлой неделе в Гааге очередного раунда переговоров в рамках Международной конференции по изменениям климата, который готовился в течение трех лет, не удалось достигнуть никаких соглашений, в том числе и по торговле разрешениями на дополнительные выбросы вредных газов. По мнению представителей Евросоюза, свобода торговли квотами не приведет к фактическому снижению уровня выбросов парниковых газов, поэтому они требуют введения ограничений на продажу и покупку таких разрешений и налогов на торговлю ими. США выступают против этого. Не согласны с позицией ЕС и представители Казахстана. "Средства, вырученные от продажи квот, просто должны быть направлены на осуществление мер по фактическому ограничению выбросов, и многие страны согласны с таким подходом", - говорит директор казахстанского координационного центра по изменениям климата Канат Байгарин.

Председательствовавший на конференции министр охраны окружающей среды Нидерландов Ян Пронк заявил, что встреча не закрывается, а переносится на начало следующего года. "Переговоры закончились безрезультатно. Однако я предпочел бы сказать - пока безрезультатно", - объявил он. (WSJ)