По стопам гигантов


Нелегко быть наследником легенды. Это хорошо известно нынешнему президенту Южной Африки Табо Мбеки и сыну покойного битла Джулиану Леннону. Теперь в этом смог убедиться и Йоран Линдаль, ушедший на прошлой неделе с поста генерального директора компании ABB, одного из мировых лидеров электроиндустрии.

Четыре года назад Линдаль сменил на этом посту Перси Барневика - одного из самых знаменитых европейских менеджеров. Отставка Линдаля стала неожиданностью для аналитиков. Они очень высоко оценивали его усилия, направленные на превращение ABB из транснациональной корпорации традиционного типа в компанию, сфокусированную на информационных технологиях. Однако в свои 55 лет Линдаль почувствовал, что уже слишком стар, чтобы угнаться за новшествами эпохи высоких технологий. По его словам, он принадлежит к поколению людей, привыкших отмечать время прихода на работу с помощью перфокарты. Линдалю хватило прозорливости, чтобы понять, что пора уходить.

Дагласу Ивестеру повезло меньше. В прошлом году он был вынужден оставить должность председателя правления Coca-Cola, не сумев принять правильное решение, когда вокруг бельгийского подразделения компании разразился громкий скандал, связанный с массовыми отравлениями. Неспособность Ивестера предвидеть реакцию общественности нанесла существенный урон репутации Coca-Cola.

Однако и без скандала его положение было не из простых. Его предшественником был знаменитый Роберто Гойсуэта, который начал свою карьеру побегом с коммунистической Кубы, имея всего $200 в кармане. Став руководителем Coca-Cola, Гойсуэта добился увеличения рыночной стоимости компании в 35 раз.

Согласно многочисленным обзорам, самым почитаемым из руководителей крупных компаний долго был Джек Уэлч, генеральный директор General Electric. На случай своей отставки Уэлч заранее назвал трех потенциальных преемников. Для любого из них вступление в новую должность станет началом очень непростого пути, особенно после того, как Уэлч отложил свой уход до конца следующего года, затеяв покупку компании Honeywell. В результате этой сделки ценой $43 млрд штат GE увеличится на 120 000 сотрудников и достигнет 465 000. "Управлять такой компанией будет намного сложнее", - считает Эдуард Лолер, директор Центра исследования эффективности организаций при Университете Южной Каролины.

Так неужели все, кто идет на смену легендарным корпоративным героям, обречены на неудачу? Жизнь любого топ-менеджера сейчас действительно усложнилась. Ослабление механизмов государственного регулирования, ожесточение международной конкуренции и бурный технологический рост - эти факторы не оставляют шансов посредственным руководителям.

Пресса постоянно ищет новых героев, способных в одиночку спасти терпящую бедствие компанию. Если такой герой оступается, его падение оказывается шумным. Но многим руководителям, в том числе пришедшим на смену харизматическим героям, все же удается избежать неудачи. Как правило, для этих руководителей в отличие от их блестящих предшественников характерна умеренность и скромность. К примеру, после того как в конце 80-х гг. с поста председателя Imperial Chemical Industries ушел колоритнейший Джон Харви-Джонс, компанию возглавил прагматичный Денис Хендерсон, ни в чем не подражавший знаменитому коллеге. Былого блеска компания лишилась, однако отделившаяся от нее фармацевтическая фирма вскоре стала частью AstraZeneca, одного из мировых лидеров по производству медикаментов.

Чего-то похожего аналитики ожидают и от не названного пока преемника Уэлча. Сохранить нынешние невероятные темпы роста рыночной капитализации огромного конгломерата General Electric при новой власти скорее всего не удастся хотя бы потому, что прежнего доверия инвесторов уже не будет. Аналитики ожидают, что через год или два, когда Уэлч все-таки уйдет, новому руководству придется задуматься о раздроблении компании.

По мнению Роба Юнга, психолога из консалтинговой компании Kiddy and Partners, для успешного следования по стопам героев есть один путь. "Если вы добиваетесь хороших результатов, то можете ни на кого не оглядываться и никому не подражать, - считает Юнг. - Но даже харизматическому лидеру неудачу могут простить лишь однажды, второй раз оказывается роковым". (FT, 30. 10. 2000)