Ford и GM делят Китай


ШАНХАЙ - Китай с его огромным населением привлекает особое внимание автопроизводителей. Американская компания General Motors ведет переговоры о создании совместного предприятия по производству компактной модели автомобиля с китайской Changan Automobile Group. Аналогичный проект обсуждает с ней и Ford Motor.

Схватка двух американских автогигантов на китайском рынке началась в середине 90-х гг. Первый раунд выиграла GM, получившая разрешение правительства КНР на строительство автозавода стоимостью $1,5 млрд в Шанхае. Ford удалось пока заключить несколько второстепенных соглашений в области производства комплектующих и купить небольшой пакет акций одного попавшего в затруднительное финансовое положение производителя грузовиков.

На этот раз обе компании хотят установить партнерские отношения с Changan, одним из крупнейших в Китае производителей небольших автомобилей. Ford немного опередил GM, получив разрешение правительства на переговоры с Changan. Однако GM, заинтересованная в расширении своего бизнеса в Китае, прислала в страну делегацию во главе с генеральным директором Ричардом Вагонером, которая должна посетить штаб-квартиру и заводы Changan.

Китайский автопром насчитывает более 100 компаний, часть которых производят автомобили из так называемых конструкторов, поставляемых из-за рубежа. Но большинство компаний сектора имеют незначительные объемы производства и переживают финансовые проблемы. В преддверии вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) правительство страны предпринимает меры по либерализации авторынка и, в частности, ускоряет процесс банкротства мелких автокомпаний. Однако влиятельность местных властей препятствует ускорению консолидации в секторе. Пекин, опасаясь наплыва дешевого импорта, приветствует создание именно СП с иностранными автокомпаниями.

Многие иностранные автопроизводители, вложившие свои средства в китайский автопром, еще не получили ожидаемой отдачи. Такие компании, как Volkswagen, Toyota и Honda, возлагают большие надежды на либерализацию в Китае и расширяют свою деятельность в этой стране. Toyota, к примеру, создает СП по производству небольшого автомобиля с Tianjin Automotive Group. (WSJ, 3. 11. 2000)