Уверенные, но не высокомерные


"Наше глубокое убеждение, что лучше говорить шепотом, чем кричать", - говорит Ким Кларк, ректор Гарвардской школы бизнеса. Кричать знаменитой школе и впрямь совершенно незачем. Даже посетители невольно понижают голос, оказавшись в маленьком королевстве, где на зеленых лужайках среди высоких деревьев стоят небольшие здания из красного кирпича, а белоснежные скатерти в факультетском кафе топорщатся от крахмала. В то время как бизнес-школы по всей стране лихорадочно подыскивают партнеров (бизнес-школа Колумбийского университета заключила партнерское соглашение с Лондонской, Массачусетский технологический институт подружился с Кембриджским университетом), Гарвардская бизнес-школа остается независимой. Это не значит, что школа отказывается от всякого сотрудничества. Совместно с международной бизнес-школой Insead во Франции, IMD в Швейцарии и институт Witwatersand в Южной Африке, Гарвардская бизнес-школа осуществляет целый ряд программ. Тем не менее в более тесные контакты администрация школы предпочитает пока не вступать. Просто, по их мнению, Гарвардской школе нет равных. "Ну разве что Стэнфорд", - с сомнением говорит профессор Кларк.

На место ректора Кларк был назначен в 1995 г., когда школе было уже 87 лет. С Гарвардским университетом он связан с начала 70-х. В 1974 г. он получил здесь степень бакалавра, в 1977 г. - магистра, а в 1978 г. - доктора философии.

"На протяжении 80 лет мы старались вывести свою деятельность за границы кампуса и налаживали связи по всему миру", - говорит Кларк. Сейчас школа предлагает несколько программ, в том числе программу МВА и программу повышения квалификации для высших менеджеров, которые оказались весьма популярными в самых разных странах.

С 1992 г. школа издает собственный журнал - Harvard Business Review, количество подписчиков которого уже перевалило за 235 000, а число читателей в 4 - 5 раз больше. Кроме того, школа публикует описание и анализ отдельных примеров из практики менеджеров, "кейс-стади", тиражом 6,5 млн экземпляров в год.

Сомневающиеся нередко задают вопрос: насколько действенна в наше время методика обучения при помощи примеров из практики менеджеров? Не приучает ли она студента постоянно оглядываться назад? "Она весьма действенна, - утверждает Кларк. - Анализ каждого частного случая приводит к тому, что наши студенты учатся выделять закономерности и распознавать общие процессы". По его словам, этот метод применяется во многих школах, однако мало кому удается использовать его эффективно.

"Мы стараемся научить наших студентов формировать собственный взгляд на ситуацию, стараемся научить их действовать без чрезмерной осторожности. Мы учим их вести спор: как излагать свою позицию, как аргументировать ее, как выйти из затруднительной ситуации, когда оказываешься не прав, - говорит Кларк. - Мы учим их, в каких случаях следует не настаивать на своем, в каких случаях надо просто слушать собеседника. Мы учим студентов быть спокойными и уверенными - но ни в коем случае не высокомерными".

Профессор убежден, что у Гарвардской бизнес-школы особая миссия - растить в своих стенах будущих руководителей компаний и предприятий, которые будут не только добиваться выдающихся результатов, но и делать это в совершенно особой манере. Их стиль работы должен оказывать самое положительное воздействие и на сотрудников, с которыми выпускникам школы придется иметь дело, и на клиентов, и на общество, в котором они работают и частью которого являются.

Профессор Кларк прекрасно отдает себе отчет в том, что возникает большое количество учебных заведений, которые со временем могут составить школе серьезную конкуренцию. Сотрудникам школы известно слишком много случаев, когда успешные компании несли большие потери из-за нежелания трезво оценивать свое положение на рынке. Клэйтон Кристенсен, один из наиболее видных ученых Гарвардской бизнес-школы, создал ассоциацию компаний, которые могут пострадать от юных конкурентов. В ассоциацию входят такие компании, как Intel и Kodak, - и Гарвардская бизнес-школа.

Перемены на рынке, обусловленные появлением новых технологий, приводят к тому, что компании все чаще заставляют сотрудников повышать свою квалификацию. На подскочивший спрос быстро реагируют консалтинговые фирмы и университеты, оперативно разрабатывающие образовательные программы с учетом потребностей отдельно взятой компании. И во главе Гарвардской школы оказался человек, специализирующийся именно на такого рода проблемах. Тема исследований профессора Кларка формулируется так: роль новых технологий и конкуренции в развитии промышленности, в частности в компьютерной отрасли.

Школа разработала целый ряд новых программ, позволяющих студентам учиться через Интернет. "Одна из наших последних разработок - глобальная программа для руководителей, - рассказывает профессор. - Три недели учащиеся проведут в Сингапуре. Затем они на три месяца возвращаются на работу. В это время они будут участвовать в интернет-дискуссиях, которые будут вестись непосредственно из школы. Затем участники программы на четыре недели приезжают в школу".

Впрочем, говорит Кларк, некоторые программы требуют обязательного и постоянного присутствия обучающихся. Это относится, в частности, к соискателям степени МВА - они должны жить в пределах кампуса. "Они не жалеют об этом, - говорит Кларк. - В бизнес-образовании ничто не ценится выше, чем степень МВА из Гарварда". (FT, 24. 10. 2000)