Marks & Spencer пробует почву


ЛОНДОН, МОСКВА - Сеть магазинов Marks & Spencer (M&S), торгующих одеждой и продуктами питания, предпринимающая отчаянные попытки оживить торговлю на британском и европейском рынках, исследует возможности расширения своей деятельности на российском рынке.

Группа уже обратилась к столичной мэрии с просьбой разрешить ей открыть свой магазин в столице России и теперь занимается поисками партнеров. Представитель компании заявил, что пока проект находится лишь в начальной стадии, а окончательное решение выйти на московский рынок до сих пор не принято.

Эта новость, судя по всему, будет с неодобрением встречена акционерами M&S, которые предпочли бы, чтобы компания стабилизировала свое положение на британском рынке, где за последние два года ее прибыль сократилась почти вдвое, а уж затем развивала свою деятельность за рубежом.

Представитель M&S сказал, что пока ни о каком контракте речи не идет. Более того, он заявил, что компания лишь исследует возможности заключения договоров по франчайзингу с низкой степенью риска и минимальными обязательствами по инвестициям.

Это уже вторая попытка M&S выйти на российский рынок. Три года назад компания прервала переговоры об открытии своего магазина в торговом центре, расположенном под Манежной площадью, посчитав, что финансовый риск расширения деятельности в России слишком велик.

Сейчас в M&S полагают, что рыночная ситуация если не в России, то хотя бы в Москве изменилась к лучшему. "Московский рынок обладает [большим] потенциалом, - заявил представитель компании. - В Москве живут 8,4 млн человек - больше, чем в Лондоне, а в 2000 г. оборот розничной торговли вырастет на 8% ".

По словам Владимира Малышкова, возглавляющего в московском правительстве отдел торговли и потребительских товаров, на долю столицы приходится 30% всего оборота торговли потребительскими товарами в России. Зарплата москвичей в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране.

Торговые компании, такие как M&S, судя по всему, стремятся воспользоваться благоприятной обстановкой на московском рынке, делая при этом ставку на стремительно растущий средний класс.

IKEA, шведская фирма по торговле мебелью, в прошлом году открыла свой первый в России магазин и планирует открывать второй. Другие компании, такие как итальянская Benetton, торгующая одеждой, или финская компания Stockmann, владеющая сетью универмагов, также видят для себя много возможностей на развивающемся московском рынке.

M&S заключила договора по франчайзингу с партнерами из 29 стран и открыла собственные фирменные магазины в девяти странах, включая Великобританию. В прошлом году операции компании на международном рынке принесли большие убытки.

Компания должна опубликовать свои промежуточные результаты 7 ноября. Как полагают, исполнительный председатель совета директоров компании Люк Вандевельде намерен объявить о реструктуризации компании, в ходе которой планируется закрыть 20 - 40 магазинов. (FT, 23. 10. 2000)