Думай о хорошем
Когда Нил Маккозленд отдает распоряжения, его подчиненные часто говорят в ответ: "А что вы сделаете, если я откажусь это выполнять? Уволите меня? " В основном это говорится в шутку, однако все прекрасно понимают, что скрывается за такими шутками. В подчинении у Маккозленда около 5000 человек, но у него нет власти ни над одним из них.
Маккозленд работает управляющим директором британского подразделения нидерландской торговой сети C&A. В июне владельцы сети заявили, что к январю намерены закрыть все 109 магазинов в Великобритании, поскольку за последние пять лет они принесли убытки в размере 250 млн фунтов ($365 млн). После этого заявления Маккозленд потерял всю власть над своими подчиненными. Почему они должны слушаться управляющего директора, который объявил им, что они скоро потеряют работу? Как ему теперь заставить их обслуживать покупателей с улыбкой? Что помешает продавцам набить карманы товарами, выйти из магазина и никогда больше не возвращаться? Управление бизнесом, который вот-вот исчезнет - не важно, что будет причиной этого: реструктуризация, поглощение компании или убыточность операций, - ставит перед менеджерами много вопросов. Но в то же время они получают больше свободы. Они могут пойти на риск, на который никогда бы не решились, если бы не знали, что их компания вскоре будет закрыта.
Для поддержания состояния духа сотрудников в преддверии увольнения необходимо убедить их сконцентрироваться на том, что они будут делать потом, а не продолжать автоматически делать то, что они делали до сих пор. Когда руководство C&A заявило о закрытии британских магазинов, Маккозленд объявил своим подчиненным, что у них есть выбор. "Естественной и самой простой реакцией у вас будет злость, желание все забросить, - сказал он. - Но мы все, включая меня самого, теперь вынуждены искать новую работу, а депрессия этому не способствует". Маккозленд предложил рассматривать последние семь месяцев работы в C&A как возможность испробовать такие стратегии торговли, какие никогда ранее в компании не применялись. В случае успеха сотрудник сможет записать его на свой счет, что значительно повысит его привлекательность в глазах будущих работодателей.
Маккозленд объявил 150 менеджерам британского подразделения, что он забросил письменные руководства подальше. Им не нужно больше строить деятельность магазинов в соответствии с правилами, диктуемыми штаб-квартирой компании. Они могут продавать любые товары. Их главная цель отныне - прибыль, причем от нее теперь будут напрямую зависеть их зарплаты.
В результате торговый оборот магазинов увеличился на 50%. Дистрибьюторская сеть разрослась настолько, что пришлось приглашать водителей с грузовиками из Германии. По словам Маккозленда, заметного увеличения краж со стороны продавцов зафиксировано не было: после объявления о закрытии магазинов за кражу товаров было уволено семь человек - приблизительно столько, сколько и ожидалось.
Удивительно, но продавцы британских магазинов C&A продолжают обслуживать покупателей с улыбкой и прежней отменной услужливостью. Таким образом, несмотря на предстоящие увольнения, Маккозленду удалось сохранить высокий моральный дух в коллективе. Кроме того, он и сам многому научился. "Это была одна из самых трудных управленческих задач, которая может встать перед менеджером", - говорит он. А его директор по персоналу Сюзанна Шеву считает, что приобретенный ими опыт "дороже диплома MBA".
Маккозленд говорит, что уже нашел себе новую работу, но не уточняет какую. "Мне помогло то, чему я научился", - утверждает он. Изменилось ли бы будущее британского подразделения C&A, если бы использованные Маккозлендом стратегии были применены пять лет назад? "Конечно", - следует ответ. (FT, 18. 10. 2000)