Телекоммуникации приходят в дом


В последнее время между девелоперами и IT-корпорациями наблюдается стремительное сближение, как будто представители каждой из отраслей вдруг осознали, что партнерство поможет им повысить конкурентоспособность. Современные дома оборудуются все более совершенными средствами связи. Это особенно заметно в США, однако требования к телекоммуникационному оснащению офисных комплексов растут и в России.

"Офисные коммуникации" - одно из ключевых понятий современного бизнеса. По данным Morgan Stanley Dean Witter, спрос на системы высокоскоростной связи сейчас растет по экспоненте. "Старые узкополосные технологии не обеспечивают доступа к мультимедийной информации, - утверждают аналитики из Morgan Stanley. - Свои решения данной проблемы предлагают поставщики многих конкурирующих технологий: телефонные компании, операторы кабельной, спутниковой и мобильной связи".

И здесь очень значимой становится роль владельцев недвижимости. Операторы связи борются за клиентов, а крупный домовладелец способен обеспечить им тысячи новых пользователей в рамках одного контракта. Он выполняет роль шлюза между пользователями и связистами и превращается из простого рантье в оператора связи.

В США арендодатели все чаще заключают контракты с посредниками нового типа - операторами локальной связи для зданий (building-centric local exchange carrier - BLEC). Эти операторы разворачивают в зданиях кабельные системы, позволяющие подключать компьютеры в каждой комнате к скоростным каналам передачи голоса и компьютерных данных. Скорость передачи у таких каналов примерно в 175 раз выше, чем при использовании модемной технологии удаленного доступа. До сих пор такие скорости могли позволить себе только крупные корпоративные пользователи.

Посреднические компании в области локальной связи, в свою очередь, заключают контракты с телекоммуникационными компаниями или операторами кабельной связи, которые, собственно, и обеспечивают обитателям зданий комплекс услуг связи. Поскольку речь идет об обслуживании множества пользователей, им предоставляются значительные скидки. Тем не менее огромные объемы контрактов позволяют связистам получать немалый доход.

"В Москве есть примеры, когда телекоммуникационные компании берутся обслуживать бизнес-центр целиком, - говорит руководитель отдела коммерческой недвижимости Московского инвестиционного агентства недвижимости Владислав Портнов. - Например, в здании "Тверской бульвар, 14" работает Sovintel. Может быть, новые арендаторы и привыкли работать с другим провайдером, однако их привлекают большие скидки, которые в таких случаях предоставляются".

По мнению консультанта по маркетингу риэлторской компании Colliers HIB Полины Кондратенко, в зданиях класса "А" не могут не быть предусмотрены современные телекоммуникационные технологии. "Отсутствие оптоволокна сразу понижает класс здания как минимум до уровня "В2", какие бы лифты и кондиционеры в нем ни были", - говорит она.

Среди наиболее "продвинутых" в плане телекоммуникационных возможностей в Москве риэлторы называют, в частности, здания "Риверсайд тауэрс", "Павелецкая плаза", "Гоголевский, 11", "Плотников Плаза" и готовящийся к вводу в строй первой очереди комплекс "Царев сад" на Софийской набережной. На Западе интеграция пошла еще дальше. Посреднические фирмы в области локальной связи зачастую создаются самими домовладельцами либо частично принадлежат им, поэтому руководство этих фирм обычно действует, соблюдая интересы домовладельцев. Компания Allied Riser, созданная в декабре 1997 г., бесплатно и на неэксклюзивной основе оснащает здания средствами широкополосной связи. Доходами от продажи услуг связи компания делится с домовладельцами, поощряя их пропагандировать эти услуги среди арендаторов. Рыночная капитализация Allied Riser составляет около $1,4 млрд.

В начале августа Allied Riser объявила, что собирается развернуть свой бизнес в Канаде, для чего создает совместное предприятие с местным подразделением AT&T. Компании приобретают контрольный пакет акций канадской фирмы Shared Technologies. Значительная доля собственности Shared Technologies принадлежит крупным риэлторским компаниям Olympia & York и Cadillac Fairview.

Операторы локальной связи для зданий появляются и в Европе. Недавно американский инвестиционный банк Goldman Sachs, которому принадлежит 6,3% акций Allied Riser, объявил о создании компании Centric. Бизнес-планы этой компании и Allied Riser оказались на удивление похожими. "Мы хотим стать основным подрядчиком в области BLEC", - говорит генеральный директор Centric Гордон Смит. Несколько крупных европейских домовладельцев уже объединились в консорциум, который планирует покупать услуги у фирм типа Centric.

Однако в регионах, где преобладают особняки, бизнес операторов-посредников не получит распространения. Он выгоден лишь в тех случаях, когда жилая площадь в здании превышает 3500 кв. м (в США - 9000 кв. м), а число клиентов - не меньше пяти. (Использована информация FT.)