СТРАТЕГИЯ: Первая японская пятилетка
Недавно в Японии был образован Стратегический совет по информационным технологиям (ITSC). А на его первом заседании было объявлено о создании совместного частно-государственного стратегического пятилетнего плана. В соответствии с ним Япония должна стать ведущей интернет-державой мира, догнав и обогнав Соединенные Штаты. Пятилетка будет реализовываться под руководством Либерально-демократической партии (ЛДП), японского правительства и лично премьер-министра Иосиро Мори. Возглавляет ITSC Нобуюки Идэи, президент компании Sony.
По оценкам специалистов, по уровню развития электронной коммерции Япония отстает от США по крайней мере на два года. Согласно исследованию Morgan Stanley Dean Witter, Интернетом пользуются 13% японцев, домашними компьютерами - 30%, офисным компьютерным оборудованием - 50% компаний. Стоимость телекоммуникационных услуг в Японии существенно выше, чем в других развитых странах. ITSC, получивший статус консультационного органа при Мори, будет заниматься вопросами инвестирования в информационные технологии, развитие сетей с высокой пропускной способностью и производство компьютерного оборудования. Правительство пообещало, что дополнительный бюджет в следующем финансовом году будет ориентирован на инвестиции в эти секторы. ITSC также займется вопросами реформирования законодательства (в том числе в сфере прав на интеллектуальную собственность), сдерживающего развитие информационных технологий; по оценке правительства, 733 положения в 124 ныне действующих законах препятствуют развитию электронной коммерции. Разработанные с участием ITSC законопроекты будут рассмотрены на внеочередной сессии парламента уже этой осенью. Пятилетний план предполагает также перевод в Интернет информации и услуг правительственных органов, реализацию мер по повышению квалификации персонала в секторе информационных технологий, стимулирование частных инвестиций в строительство телекоммуникационных сетей с высокой пропускной способностью путем либерализации этого сектора.
По плану Мори электронная коммерция должна оживить зачахнувшую экономику страны. В этом плане, конечно, нет ничего невозможного, однако доминирующее положение правительства в "совместном предприятии" с технологами свидетельствует о том, что токийские политики и чиновники не сделали выводов из краха "Япония Инкорпорейтед" 10 лет назад. Опыт показывает, что поддержка бизнеса правительством, как правило, ослабляет, а не усиливает бизнес. Уровень смертности среди компаний, поддерживавшихся японским правительством, весьма высок. Банкротство розничной сети Sogo, увязшие в долгах банки, едва выживающие строительные компании - список можно продолжать. Еще 15 лет назад Япония казалась непобедимой в технологической области. Японская электроника завоевывала мир, автомобильная промышленность процветала, постоянно увеличивая долю рынка - особенно в Америке, жадной до новинок и высококлассных автомобилей. Однако банковский сектор, являвшийся по велению правительства сердцем японской экономики, был в значительной степени подвержен влиянию политиков и изменениям рыночной конъюнктуры. Когда портфели банковских активов оказались опустошены одновременно случившимися кризисом на рынке недвижимости и крахом на фондовом рынке, правительство попыталось спасти всю разваливающуюся систему. Слабым банкам не дали исчезнуть, чтобы более сильные смогли выжить. Вслед за кризисом в банковской системе пришла в упадок и экономика. В таком состоянии она остается и по сей день, несмотря на массированные финансовые инъекции со стороны государства. Между тем западные компании, которые никто не подпитывает и не поддерживает, кроме них самих, научились у японцев контролю за качеством и эффективностью и стали захватывать рынки. Сегодня американские и европейские автомобильные компании поглощают японские, а не наоборот. Nissan контролируется французской Renault; Mazda - американской Ford Motor, а недавно DaimlerChrysler приобрела контроль над Mitsubishi Motors. Удастся ли при реализации нынешнего пятилетнего плана достичь хотя бы некоторых из поставленных целей - покажет будущее. Только вот вызывает беспокойство предложение о финансировании "инфраструктуры", которое говорит о том, что Токио изобрел еще один канал для триллионных вливаний. Многие специалисты убеждены, что японские компании смогут завоевать рынок электронной коммерции без вмешательства руководящей и направляющей силы в лице правительства и премьера Мори. (FT, Asian Wall Street Journal)