В Германии Wal-Mart заставляют поднять цены


В благородном деле защиты прав потребителей наметились новые тенденции: теперь контролирующие органы заставляют компании поднимать розничные цены.

Германские антимонопольные органы потребовали от местного подразделения американской компании Wal-Mart и двух ее конкурентов поднять цены на некоторые виды товаров.

На прошлой неделе германские контролирующие органы обвинили Wal-Mart в неправомерном занижении розничных цен на такие продукты, как молоко, сахар и мука. Тем самым американская компания вовлекла в ценовую войну своих основных конкурентов - Aldi Nord и Lidl Stiftung. По мнению антимонопольных органов, продавая товары по ценам ниже себестоимости, компании нарушали действующий в Германии Закон о торговле. Несмотря на то что такая практика устраивает покупателей, она наносит ощутимый ущерб мелким и средним компаниям, которые не в состоянии продавать продукты по таким низким ценам.

Компания Wal-Mart, впервые "вторгшаяся" в Европу в 1997 г. и выбравшая в качестве плацдарма Германию, сейчас владеет там сетью из 95 магазинов. Несмотря на то что она является бесспорным лидером среди гипермаркетов на мировом рынке, в Германии, по оценке Commerzbank, компания занимает только четвертое место и контролирует лишь 10,9% сектора. Тем не менее ее приход на германский рынок заставил местные компании срочно пересмотреть принципы работы и в том числе ценовую политику.

Теперь представители американской компании требуют объяснений. "Мы, конечно же, подчинимся требованиям германских законов и поднимем цены, - говорит Иан Маклеод, один из руководителей германского подразделения Wal-Mart. - Однако ряд формулировок в законе допускает двоякое толкование". По словам Маклеода, он хотел бы уточнить, как закон определяет понятия себестоимости и конкуренции, которые имеют непосредственное отношение к ценообразованию.

У самих потребителей решение родного антимонопольного комитета восторга не вызвало. "Я ничего не имею против того, чтобы цены на основные товары оставались низкими! " - говорит учительница немецкого языка из Франкфурта Клаудиа Хемель. Теперь компаниям Wal-Mart, Aldi Nord и Lidl дали четыре недели "на размышление". Aldi Nord и Lidl и так торгуют продуктами питания со значительными скидками, в то время как Wal-Mart владеет сетью гипермаркетов, в которых все товары, включая продукты питания, продаются по ценам ниже средних. По германским законам торговля по ценам ниже себестоимости разрешается в виде исключения, когда речь идет о скоропортящихся продуктах. Однако в данном случае компаниям инкриминируют злоупотребление этой практикой.

Если какая-либо из опальных компаний откажется исполнить решение антимонопольных органов и поднять цены, ее ожидает штраф в DM1 млн ($443 900). Наблюдатели расценивают решение антимонопольного комитета как игру мускулами, так как оно было принято именно в тот момент, когда правительство пытается предоставить предпринимателям больше свободы, чтобы тем самым стимулировать экономический рост в стране. (WSJ, 11. 09. 2000)