Пересмотрит ли Госдума макроэкономические показатели бюджета на 2001 г. ?


Я думаю, это может произойти. Дело в том, что сейчас у депутатов возникло много вопросов по представленному проекту бюджета. В частности, это касается заложенного в бюджет на 2001 г. объема ВВП. Возникают сомнения, достаточно ли обоснованно он рассчитан, есть мнения относительно предполагаемой цены на нефть, кроме того, есть вопрос с остатками неизрасходованных бюджетных средств 2000 г., также может показаться необоснованным курс рубля и уровень инфляции в 12%. Поэтому правительству и Минфину сейчас поручено подготовить для депутатов целый ряд дополнительных расчетов и обоснований. И вполне может быть, что, когда более полные правительственные расчеты будут получены, возникнут некоторые корректировки.

Владимир Головлев

Здесь возможны два варианта: либо правительство предоставляет сейчас депутатам очень убедительное и подробное обоснование тех параметров, которые заложены в проекте бюджета, либо эти параметры изменяются. (Поскольку сейчас все показатели, с которыми связаны доходы бюджета, явно занижены.) Но, на мой взгляд, есть еще третий вариант разрешения этой ситуации. В этом случае мы можем принять бюджет по заложенным сейчас минимальным показателям, но фиксируем возможность дополнительных доходов и строго оговариваем, на что эта прибавка должна направляться. Сегодня, правда, также есть статья, оговаривающая, что все дополнительные доходы идут на погашение внешнего долга. Но, на мой взгляд, это нереалистично.

Валерий Зубов

Даже глубоко не анализируя проект бюджета на 2001 г., я, например, обнаружил явное занижение по доходной части. Кроме того, в проекте можно найти очевидные арифметические несостыковки - у меня уже готова одна поправка на этот счет и, вероятно, будет еще несколько. И несмотря на то, что правительство очень жестко настроено в отношении обязательного одобрения доходной и расходной части бюджета, мне кажется, что после первого чтения бюджетный проект можно было бы не утверждать, а отправить на согласительную комиссию.

Юрий Тен

Я считаю, что вполне возможен пересмотр макроэкономических показателей в проекте бюджета на 2001 г. Мы два дня обсуждали эту тему и теперь ждем от правительства обоснования - более подробных расчетов Минфина. Меня в представленном проекте смущает, например, то, что нынешняя тенденция развития экономики показывает: объем ВВП в бюджете на 2001 г. занижен. Кроме того, необоснованно дана расчетная величина налоговых доходов в доле от ВВП. По доходной части вообще возникает много вопросов. Во-первых, доходы бюджета во многом зависят от цены на нефть. И мы попросили правительство дать более точные и более объемные расчеты, чтобы мы могли понять, насколько верно прогнозируется уровень цен на нефть и нефтепродукты.

Также депутаты высказывают сомнение в связи с изменением таможенной политики в части унификации пошлин на импорт. Когда правительство предлагает унифицировать пошлины и в то же время закладывает снижение объемов платежей, то тогда возникает закономерный вопрос: на что направлена эта реформа. Если она направлена на вывод из тени импорта, то тогда доходы, наоборот, должны увеличиваться, а если реформа ведет к их снижению, то тогда зачем она вообще нужна? Кроме того, есть много вопросов по неналоговым доходам (использованию госсобственности, например). Здесь также могут быть выявлены дополнительные доходы.

Виталий Шуба

Вполне вероятно, что Госдума потребует от правительства пересмотреть прогноз объема ВВП, прогноз уровня инфляции, а также курса рубля. Кроме того, ожидаются большие дебаты по поводу перераспределения налоговых доходов между федеральным и региональными бюджетами и будут предлагаться различные варианты этого перераспределения. И будут споры по военным расходам. Я не исключаю того, что после первого чтения бюджет в итоге не будет одобрен и его отправят на согласительную комиссию.

Сергей Митрохин

Я думаю, что это вполне возможно. Инфляция на уровне 12% выглядит достаточно низкой, и вполне может быть, что депутаты захотят сделать переоценку. То же касается и предполагаемой цены на нефть. Несмотря на нынешние споры - $18 или $21 за баррель подразумевало правительство, - понятно: это все равно крайне консервативные цифры. С другой стороны, я пока не уверена в том, что окончательный вариант бюджета вообще будет сверстан с профицитом. Потому что со следующего года начинается налоговая реформа и правительство не вполне уверено, что она сразу увеличит уровень сбора налогов - напротив, первоначально может произойти некоторый провал. Поэтому, уступая в чем-то депутатам, вполне можно было бы составить бюджет с нулевым дефицитом, а в случае если появятся дополнительных доходы, никому от этого хуже не будет.

Наталья Орлова