E-COMMEX'2000: выставка проблем
Проходящая в Центре международной торговли выставка E-COMMEXХ2000 (организатор - компания "М-Экспо"), посвященная электронной коммерции, пока успела продемонстрировать только одно - у электронной коммерции в России большие проблемы. В основном законодательные. То немногое, что есть, развивалось скорее вопреки российским законам, чем благодаря им.
О несовершенстве российского рынка электронной коммерции вчера на E-COMMEXХ2000 говорили все: представители как государственных органов, так и частных компаний. Внимание прессы было приковано к первым - именно от них зависит судьба электронной коммерции в России. Точнее, от принятия правительством РФ федеральной программы развития электронной торговли в России на 2001 - 2006 гг.
Руководитель департамента торговой политики и многосторонних переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ Александр Ананьев заявил, что наиболее важным шагом для развития e-commerce в нашей стране станет принятие закона об электронной цифровой подписи (ЭЦП). Как сообщила пресс-служба Минсвязи, министерством совместно с ФКЦБ, ЦБ России и ФАПСИ подготовлен очередной вариант проекта об ЭЦП, который сейчас дорабатывается и в III квартале будет представлен на рассмотрение в правительство. Кроме того, Федеральное агентство правительственной связи и информации с рядом других федеральных ведомств готовят предложения по созданию сертификационных центров удостоверения электронной цифровой подписи. Предполагается, что в центрах будет выдаваться сертификат цифровой подписи, которую можно будет использовать для удостоверения посылаемого по Сети документа.
А пока над сетевым бизнесом в России остается только рыдать. По данным начальника управления информатизации Минсвязи Александра Маношкина, ежемесячный оборот российского рынка электронной торговли не превышает 20 млн руб. Всего за месяц проводится не более 30 000 сделок розничной торговли, причем покупателей - реальных физических лиц - в России не более 20 000. Покупают по мелочи - книги, кассеты. А из 500 зарегистрированных электронных магазинов на рынке реально работает лишь 50. На уровне корпораций проводятся сделки "полуэлектронной торговли", когда предварительные параметры сделки и ее подготовка проводятся по Интернет, а подписание и оформление проводятся традиционным способом - от руки.
Причин такой непопулярности электронной коммерции Маношкин называет несколько: несовершенство законодательной базы, низкий уровень технической оснащенности и компьютеризации в стране. Пока о том, чтобы "догнать и перегнать" Запад, не идет и речи - только в США ежемесячный оборот электронной торговли превышает $2 млрд. При этом на мировом рынке ожидается наращивание темпов оборотов по электронной коммерции до уровня $300 млрд в год.
Остается надеяться на подготовленный Минсвязи проект федеральной программы развития электронной торговли в России на период 2001 - 2006 гг., который уже представлен в правительство РФ на рассмотрение. Главный вопрос - будет ли этой программе придан статус федеральной. От этого будет зависеть объем государственного финансирования, а значит, и темпы развития электронного бизнеса в России.