Каковы перспективы СРП после перехода под контроль Минэкономразвития?


Передача механизма СРП под кураторство одного федерального органа - Минэкономразвития - имеет и свои плюсы, и минусы. Плюс состоит в том, что Минэкономразвития наверняка возьмется распространить практику применения СРП, сделав из частного явления одно из ключевых направлений государственной инвестиционной политики. До сих пор распространению СРП мешала междоусобная борьба разных лоббистских группировок, конкурирующих компаний, ведомств, региональных властей вокруг буквально каждого отдельного месторождения природных ресурсов. Все они тянули в разные стороны, и в итоге практика СРП продвигалась вперед со скоростью улитки. Минус состоит в том, что многие рычаги влияния на реализацию каждого конкретного проекта СРП находятся вовсе не у Минэкономразвития, а в других местах. Допустим, в руках губернаторов, на чьей территории находятся месторождения; Минфина, Госналогслужбы, ГТК, которые отвечают за фискальные вопросы и бюджет; Минтопэнерго и Минприроды, которые владеют профессиональной информацией по месторождениям и отвечают за лицензирование недропользователей, и т. д. Так что не исключено, что ведомству Грефа придется в каких-то случаях преодолевать откровенное сопротивление, вторгаться в формально чужие епархии.

Игорь Лисиненко

Я думаю, что это приведет не к приостановлению СРП, а к тому, что Греф должен будет поменять свое скептическое отношение к этим проектам. Как мне кажется, Греф понимает, что СРП было признано государственно значимой программой, и будет действовать соответственно. Ведь не для того же этот вопрос передали в Минэкономразвития, чтобы Греф его там затормозил. Возможно, передача функций регулирования СРП Минэкономразвития упростит процедуру принятия этих соглашений для инвесторов. Важно, чтобы все вопросы, связанные с СРП, были сосредоточены в одних руках. Хотя проблемы тоже могут возникнуть. В Минэкономразвития, по-моему, нет пока всех необходимых специалистов. И Грефу придется решать в том числе кадровый вопрос.

Юрий Кафиев

Я думаю, что Греф будет пытаться решать вопросы, связанные с СРП, исходя из заявленных государственных интересов, а не со своей точки зрения. СРП не закрепляет налоговые льготы, оно скорее определяет неизменность налогового режима - и это самое важное для инвесторов. Передача функции регулирования СРП Минэкономразвития в некотором роде упрощает ситуацию, поскольку у Минэнерго не было никаких реальных возможностей продвигать СРП и никаких результатов тоже не было. Сосредоточение всех функций у Минэкономразвития, возможно, сократит количество кураторских и промежуточных ступеней на пути к принятию СРП. Тем более что при высоких ценах на нефть привлекательность СРП для инвесторов должна быть очень большой. Но все равно инвесторы ждут, что появится орган, регулирующий СРП.

Константин Резников

Насколько я понимаю, последние точки в этом деле еще все-таки не расставлены. С технической точки зрения полностью отстранять Минэнерго от вопросов СРП невозможно хотя бы потому, что оно, например, рассчитывает запасы нефти на месторождениях СРП. Или придется переводить этих специалистов в Минэкономразвития. Но при высоком уровне мировых цен на нефть и при все еще низких издержках российские компании сами не спешат разрабатывать месторождения на условиях СРП - им пока выгоднее нынешний налоговый режим. Как пожаловался один высокопоставленный источник из Минэнерго, если бы у нас была стабильная экономика и уверенность, что она будет устойчиво развиваться, то СРП, может быть, им не понадобилось бы. Потому что СРП в основном привлекают западные нефтяные компании, которым нужна прежде всего стабильность.

Александр Блохин

Сама передача функций СРП ничего не меняет. Ведь СРП идет ни шатко ни валко не потому, что чего-то не хватает в госаппарате. Сами нефтяные компании сейчас не форсируют этот процесс. Потому что при нынешней мировой конъюнктуре цен на нефть им не слишком выгодно заключать такие соглашения с государством. Сейчас это скорее выгодно государству. А вот когда ценовая конъюнктура изменится к худшему, тогда компании вновь испытают интерес к СРП, а государство будет уже придирчиво выбирать. А то, что СРП перешло к Грефу, ничего, по сути, не значит - просто один чиновничий аппарат сменился на другой. Ведь любое СРП все равно зависит не от одного ведомства, а очень от многих людей, начиная от специалистов-разработчиков и заканчивая местными властями, губернаторами. И вся эта лесенка так или иначе останется. Хотя возможно, что какие-то негативные последствия от такого перехода все же дадут о себе знать. Ведь в рамках Минэнерго сложилась некая бюрократическая структура, какие-то связи внутри этой структуры наладились, какие-то механизмы координации и принятия решений сложились. Сейчас все это будет ломаться. У Грефа не сразу появятся необходимые специалисты. И вполне возможно, что они придут с новыми требованиями и новыми взглядами - все начнется по новой. То есть до улучшения в вопросах СРП будет еще далеко.

Владимир Носов