Взвешенная позиция
Поразительные различия в манере освещения нашими СМИ катастрофы "Курска" и пожара на телебашне не объяснимы никакими содержательными мотивами. Заметьте, никто не орал, что власти всех обманывают, что опять спасают железки, а не людей, не требовал немедленного выезда президента на место, не корил за отказ от иностранной помощи. Практически неиспользованной осталась перспективная версия о намеренном поджоге башни клевретами Кремля, которые таким образом хотели заткнуть рот независимой прессе и переделить поле электронных СМИ. Казалось бы, что стоит людям, способным взрывать жилые дома, поджечь какую-то башню? Может сложиться впечатление, что свободолюбивые журналисты выплеснули весь праведный гной, накопившийся в их душах, - души очистились и воспарили. Более убедительна другая версия: на этот раз шарахнуло слишком близко от собственной кормушки. Инерция праведного негодования с размаху натолкнулась на инстинкт самосохранения, сработавший безупречно.
И дело здесь не в потере технического носителя свободного слова, а в паразитарном в значительной степени характере развития так называемого информационного рынка. Независимые СМИ дефилировали на подиумах, срывали награды на конкурсах красоты в чужих пальто и ботинках.
Принято считать, что пожар в "Останкино" стал самым зримым символом износа старой советской инфраструктуры, которую на полную катушку эксплуатировали все субъекты новой экономики, не вкладывая ничего не только в ее развитие, но и в ее поддержание. Оборотистый "короткий" новорусский бизнес износил производственно-социальную инфраструктуру, и теперь земля грозит в буквальном смысле уйти у него из-под ног.
Строго говоря, производители свободного слова - не единственные паразиты на теле российской экономики. Однако не самые мелкие и самые публичные. Низкорентабельная пресса сытно питается плодами нашей экономической системы, где нет законов о гарантиях собственности, сделок и контрактов и где самым ликвидным информационным продуктом стал публичный заказной наезд. Публичность - дань демократии. Рассвет черного пиара - это наше социальное преимущество перед азиатскими коррумпированными автократиями.
Рынок бездействующих институтов государства и права - вещь неэффективная, потому что крайне дорогая. Издержки по содержанию своры прикормленных журналистов, чиновников, губернаторов, судей и полицейских падают на себестоимость конечной продукции, что тотально лишает ее конкурентоспособности. К примеру, затраты на содержание несчастных субъектов свободного слова обратно пропорциональны возможностям сохранения и развития инфраструктуры информационного рынка.