Поможет ли введение обязательной биржевой продажи нефти избежать уклонения от налогов при трансфертном ценообразовании?
В настоящее время нормы статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции от 2. 01. 2000 г. имеют рамочный характер. Для практического применения этих норм требуется конкретизация, а также развитие их в других законодательных и нормативных актах. Сейчас налоговый контроль за ценами может осуществляться в два этапа. Во-первых, устанавливаются сделки, которые подлежат контролю. Во-вторых, среди установленных для контроля сделок выбираются такие, в которых имеет место отклонение от уровня рыночных цен в ту или иную сторону более чем на 20%. Если построить связи таким образом, что контрагент компании не является по отношению к ней взаимозависимым лицом, сделки совершаются только с контрагентом, между ними нет бартера и внешнеторговых операций, а уровень колебания цен при этом не превышает 20%, то такие сделки не могут подвергаться налоговому контролю. Очевидно, что введение обязательной продажи нефти на биржах позволит налоговым органам установить контроль за трансфертными ценами. Появление сделок, совершаемых посредством биржи, в какой-то степени заставит компании строить свою ценовую политику с учетом рыночных котировок. В противном случае у налоговых органов будет реальный инструмент контроля за соответствием цен по совершаемым сделкам уровню рыночных цен на идентичные товары.
Лидия Чернова
То, что цена, используемая при поставках нефти внутри компаний, отличается от "справедливой" рыночной цены, достаточно естественно, и, на мой взгляд, ошибочно трактовать это как злой умысел нефтяных компаний, занижающих налогооблагаемую базу. Дело в том, что в России никогда и не использовались рыночные цены при торговле сырьем. Исторически цены формировались по схеме "себестоимость + норматив рентабельности". Причем только последние полтора года трансфертные цены оказались ниже "справедливых" цен (более того, норматив рентабельности был увеличен в несколько раз). То, что можно создать рынок нефти как по мановению волшебной палочки, является заблуждением. А принудительная поставка на биржи в ситуации, когда отсутствует какой-либо белый рынок, вообще нонсенс. Для пополнения бюджета мне представляется наиболее разумным установить минимальную цену нефти исходя из стоимости корзины нефтепродуктов за вычетом стоимости переработки и норматива рентабельности. Вообще говоря, за рубежом практически отказались от идеи установления налогооблагаемой цены нефти исходя из биржевых цен, хотя проекты такие существовали.
Сергей Ежов
Обязательная продажа нефти на бирже вводится для того, чтобы допустить независимых нефтяных трейдеров к распределению нефти на внутреннем рынке и за счет этого определить наконец ее рыночную цену. Сейчас Налоговый кодекс просто говорит о том, что цена нефти может колебаться в определенных пределах от рыночной. Тогда как этой рыночной цены в России пока что нет. В то же время сейчас есть масса примеров того, что нефть внутри вертикально-интегрированной нефтяной компании продается просто по смехотворной цене. И в случае появления рыночной цены правительство как раз сможет бороться с трансфертным ценообразованием. Ведь допустимое отклонение от рыночной цены по Налоговому кодексу составляет 20%. Если цена ниже, то налоговые органы могут подвергнуть такую сделку налоговому контролю. Конечно, система финансовых потоков внутри вертикально-интегрированных компаний довольно сложная, и там могут находиться какие-то иные способы ухода от налогов. Но для правительства введение обязательной продажи через биржу - единственный способ бороться со смешными ценами внутри нефтяных компаний.
Владимир Самойленко
Сама идея вертикально-интегрированной компании заключается в том, чтобы наиболее оптимально выстроить издержки для всех звеньев. Поэтому сама постановка вопроса в этой связи меня немного пугает. К тому же свободной нефти на рынке у нас сравнительно мало. Максимум, это могут быть 2 - 3% от общего объема добычи. Но это, безусловно, не то количество, ради которого стоило было организовывать биржу. Пример Лондонской биржи показывает, что для нормальной работы необходимо наличие большого числа сортов нефти и наличие значительного предложения. Если бы у нас были просто нефтедобывающие компании, у которых не было бы своей нефтепереработки, тогда идея создания биржи для торговли нефтью имела бы смысл. А в наших условиях скорее есть экономическое обоснование для создания биржи нефтепродуктов. А административное решение экономических проблем, как правило, не приносит позитивного результата.
Геннадий Красовский
Введение обязательной продажи нефти на бирже рискует стать большим недоразумением. Наши вертикально-интегрированные нефтяные компании изначально создавались так, чтобы включать в себя и добывающее, и перерабатывающее, и сбытовое звено. Поэтому свободной нефти с учетом квоты на экспорт у нас практически нет - скорее наблюдается некоторая ресурсонедостаточность. В этих условиях обязательство выставлять объемы нефти на биржевых торгах может негативно отразиться на деятельности нефтяных компаний. Сразу нарушится нормальное планирование внутри компании, появятся лишние затраты. Кроме того, может возникнуть перекос в пользу отдельных компаний, которые начнут скупать больше. Стоит также учитывать, что нефтеперерабатывающие заводы у нас существуют только за счет того, что к ним поступает нефть по внутрикорпоративной цене. В таком случае цена нефтепродуктов соответствует платежеспособности потребителей. Биржевые торги неизбежно нагнетают цену нефти. И в итоге заводам придется производить более дорогие нефтепродукты, которые потребители не смогут оплачивать. В то же время обязательная биржевая продажа - не панацея для борьбы с уходом от налогообложения. Нефтяные компании все равно придумают какой-нибудь способ, организуют, к примеру, свои карманные биржи. На мой взгляд, более разумной и реальной была бы идея создать биржу нефтепродуктов и через их внутреннюю цену определять некую расчетную цену на нефть, которую можно использовать для налогообложения на местах.